Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Детская страничка

Часть I

Читает Ольга Антонова. Запись произведена в студии Радио «Петербург» в феврале 2021 года.

Часть II

 

Часть III

 

Часть IV

 

Николай Георгиевич Михайловский (20.02 12.10.1852.1906) — известный русский инженер, писатель и путешественник, которого мы больше знаем по его литературному псевдониму Гарин-Михайловский. Этот псевдоним был придуман им в соавторстве с писателем К. Станюковичем и был производным от сокращенного имени сына — Георгия, которого дома звали Гари.

Писателя Гарина русская общественность узнала, лишь когда ему было уже 40 лет. До этого Николай Георгиевич занимался исключительно инженерным делом, которому, кстати, был предан всю жизнь, считая свои литературные опусы лишь дополнением к своей инженерной деятельности.

После окончания Петербургского Института путей сообщения в 1876 году, молодой инженер Михайловский строил порт и шоссе в болгарском городе Бургас, затем — железную дорогу в Приднестровье, потом он строил порт и железную дорогу в Батуме и, наконец, стал начальником участка Бакинской железной дороги. Однако природная честность не позволила ему надолго задержаться на должности начальника. Ведь пресловутое русское казнокрадство было и в его времена, а мириться с тем, что его коллеги обогащаются за счет казны он не мог. И тогда Н. Г. Михайловский подал в отставку и, купив себе имение, уехал жить в Самарскую губернию. Но и там его деятельная натура не смогла довольствоваться тихим семейным счастьем. Он решил помочь крестьянам, которые не умели хозяйничать на себя и после отмены крепостного права откровенно бедствовали. Николай Георгиевич решил научить их грамотно обрабатывать землю и повысить их общий уровень культуры, открыв с своем имении школу. Но всем давно известно, что русский мужик ленив, поэтому со временем у Михайловских возник конфликт с крестьянами, что впоследствии вылилось в череду поджогов, после которых Николай Георгиевич был вынужден вновь вернуться к инженерному делу и стоял у истоков строительства Транссибирской железной дороги. В частности, он курировал строительство Самаро-Златоустовской железной дороги и руководил возведением пути «Челябинск — Обь».

Однако параллельно с инженерным делом у Николая Георгиевича появилось хобби — писательство. Он с упоением выискивал для него время и писал при каждом удобном случае. Фактически «на коленке» Гарин-Михайловский сочинил свой автобиографический цикл повестей — «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Открывает этот цикл повесть «Детство Тёмы». Это самое первое написанное и напечатанное Гариным-Михайловским произведение, которое стало и самым известным и любимым его творением.

«Детство Тёмы» — повесть, посвященная нескольким годам жизни и взросления Тёмы Карташёва. Она захватывает пару лет до гимназии и несколько ученических лет жизни главного героя, вплоть до смерти его отца, отставного генерала, отличающегося твердостью и жесткостью воспитания, со смертью которого заканчивается и детство Тёмы.

Повесть состоит из 12 глав, каждая из которых посвящена какому-нибудь яркому событию в жизни взрослеющего и познающего жизнь мальчика. В одной нас ждет рассказ о неотвратимости наказания, когда Тёма случайно ломает любимый папин цветок и скрывает это. В другой — история спасения Тёмой своей любимой собачки Жучки, случайно попавшей в колодец. Потом будет история взаимоотношений с соседским двором и поступление в гимназию, до которой Тёма в первый день учебы даже дойти не смог, так как пошел купаться и у него украли всю одежду. А далее — новые гимназические друзья, неожиданные враги, ненавистная учеба и множество ситуаций, в которых мальчик учится отделять хорошее от плохого, принимать решения и брать на себя ответственность за содеянное.


Детская страничка

В «Детской страничке» собраны любимые волшебные истории, записанные много лет назад. Только здесь эксклюзивно представлены записи любимой многими поколениями советских детей Марии Григорьевны Петровой.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также


Новости партнеров