М. Лермонтов «Княгиня Лиговская»

Детская страничка

Часть I

Читает Народный артист РСФСР Иосиф Конопацкий. Редактор — Лилия Шаркова. Звукорежиссер — И. Степанова. Запись произведена в студии Ленинградского радио 13 марта 1991 года.

Часть II

«Княгиня Лиговская» (1836) — незавершенный социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова (1814-1841). При жизни поэта не печатался, впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1882 году с подачи историка литературы П. Висковатова.

Роман «Княгиня Лиговская» — своеобразное сотворчество Михаила Юрьевича и его друзей. В рукописи зафиксированы записи, сделанные рукой не только Лермонтова, но и литератора Святослава Раевского, жившего тогда на квартире у Лермонтова и принимавшего участие в создании отдельных глав, а также троюродного брата поэта — Акима Шан-Гирея, участвовавшего в написании седьмой главы (всего было написано 9 глав). По поводу принадлежности к жанру литературоведы до сих пор окончательно не определились, и часть из них считает «Княгиню Лиговскую» повестью.

В центре повествования — жизнь петербургского общества 1830-х годов и большинство героев романа принадлежат к аристократической среде. Казалось бы, это идеальный набор для светской повести, но «Княгиню Лиговскую» нельзя отнести к «светской» повести из-за позиции автора. Лермонтов не восхищается высшим светом, он через своего героя относится к нему иронично-презрительно, следуя, при этом, многим условностям, диктуемым этим «высшим светом». Таким образом, «Княгиня Лиговская» — одно из первых произведений, написанных Лермонтовым в стиле реализма, знаменующее собой переход автора от идей романтизма к реализму.

Толчком к написанию романа «Княгиня Лиговская» послужили личные переживания Лермонтова: его давняя страсть к Варваре Лопухиной и интрижка с Екатериной Сушковой, которую он завел для поднятия собственного престижа в обществе. Личные обстоятельства стали и причиной окончания работы: после того как в феврале 1837 года в Петербурге начало распространяться стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов и Раевский были арестованы и высланы из столицы, что и стало причиной окончания работы над романом. Летом 1838 года в письме другу Лермонтов так написал о судьбе «Княгини Лиговской»: роман «затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились».

Но не только истощение реального материала стало поводом забросить роман, причиной утраты интереса к нему могло стать зарождение у Лермонтова нового замысла, в котором, во-многом, воплотились старые идеи. Ведь именно из «Княгини Лиговской» в роман «Герой нашего времени» (1840) перекочевал образ Григория Печорина, ставший одним из главных образов мятущегося «лишнего» человека в русской литературе. Но Печорин из «Княгини Лиговской» отличается от своего более известного однофамильца: он моложе, что и объясняет незрелость его личности. Он еще не до конца разочарован высшим светом и пытается жить по его законам, хотя и смотрит на общество уже с неким презрением.

Сюжетная линия романа развивается в нескольких направлениях: конфликт главного героя с небогатым чиновником Красинским, которого Печорин сшиб своими санями и даже не удосужился извиниться перед ним; встреча с бывшей возлюбленной Верой Лиговской, вышедшей замуж и ставшей теперь недосягаемой для него; взаимоотношения Печорина и Лизаветы Негуровой, которые он завел, чтобы занять в свете почетное место похитителя женских сердец.

Две из линий повествования должны были вскрывать серьезные проблемы, существовавшие тогда в обществе. Так, история с бедным чиновником Красинским должна была поддержать тему бесправного «маленького человека», прозвучавшую годом ранее в «Записках сумасшедшего» Гоголя. А раскрытие сути интрижки с Лизой Негуровой — тему «пьедестала», на который можно взойти в обществе с помощью соблазненной богатой женщины, и которую сам Лермонтов озвучивал так: «Ступая в свет, я увидел, что у каждого был какой-нибудь пьедестал: хорошее состояние, имя, титул, связи… Я увидел, что если мне удастся занять собой одно лицо, другие незаметно тоже займутся мною сначала из любопытства, потом из соперничества».

Днем 21 декабря 1833 года дня в центре Петербурга молодого небогатого чиновника Красинского сбили сани. Чиновник не пострадал, но был очень расстроен, ведь богатый офицер умчался, даже не поинтересовавшись, жив или нет попавший под его сани человек. Красинский понимает, что всему виной его бедность, что именно из-за недостатка средств он должен многое терпеть, в том числе и эту обиду. Григорий Печорин, а именно ему принадлежали сани, вечером едет в театр и со смехом рассказывает друзьям о дневном происшествии. Это разговор слышит и оказавшийся в театре Красинский. Он провоцирует ссору с Печориным и тот, как и положено людям его круга, сразу предлагает дуэль. Но Красинский вынужден отказаться от дуэли, ведь на его попечении мать, и он не может рисковать своей жизнью. Это он и объясняет Печорину. Как ни странно, циничный Печорин внутренне сочувствует бедному чиновнику, Красинский же с той поры считает Печорина своим личным врагом.

Еще одна героиня романа — перезрелая девица Лизавета Негурова. Печорин когда-то волочился за ней, а теперь высмеивает, и общество это поощряет. По негласному правилу света: «он погубил столько-то репутаций — значит почти: он выиграл столько-то сражений». Но спокойная жизнь Печорина заканчивается, когда он оказывается в доме князя Лиговского и в его жене Вере узнает свою юношескую любовь. Но Вера, как принято в обществе, холодна, оттого Печорин не может понять, как она к нему теперь относится. И хуже всего то, что в дом Лиговских по какой-то тяжбе заходит Красинский, и, вопреки ожиданиям Печорина, семья Лиговских благосклонно к нему относится. Добавляет неприятных ощущений и то, что Красинский, в отличие от Печорина, очень хорош собою. Вдобавок ко всему, на одном из балов Лиза Негурова, которая оказалась подругой Веры, догадывается, что Печорина и Веру связывает романтическое прошлое.


Детская страничка

В «Детской страничке» собраны любимые волшебные истории, записанные много лет назад. Только здесь эксклюзивно представлены записи любимой многими поколениями советских детей Марии Григорьевны Петровой.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также