Н. В. Гоголь «Миргород». Том первый
Цикл повестей под общим названием «Миргород» (1835) задумывался Гоголем (1809-1852) как продолжение своей предыдущей книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», имевшей грандиозный успех у читателей. В цикл входят четыре повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Повести были сгруппированы автором в два тома, но их можно читать и не по порядку, не теряя при этом смысла, ведь единого сюжета в них нет.
Как и в «Вечерах», в «Миргороде» Гоголь ставил своей целью познакомить читателей с жизнью и бытом малороссийских крестьян, казаков и мелких помещиков, которой сам искренне восхищался. Но, несмотря на одинаковые задачи, «Миргород» вышел совершенно иным, чем «Вечера». Если «Вечера» — яркий представитель романтической литературы, то «Миргород», несмотря на наличие мистики в некоторых произведениях, принадлежит уже к реалистической прозе, которая начала активно развиваться в 30-е годы 19 века. Считается, что прототипами многих персонажей «Миргорода» стали родственники Гоголя, а также знакомые (и не очень) люди, которых он встречал, когда жил на Украине.
«Старосветские помещики»
Читают Ирина Зарубина, Игорь Горбачёв и Александр Борисов. Звукорежиссёр — В. Новиков. Звукооператор — К. Рябченко. Редактор — Д. Улькина. Запись произведена в студии Ленинградского радио 27 марта 1974 года.
В гоголевских «Старосветских помещиках» нет страстей. Тут царят тишина, спокойствие, лад и согласие. А еще здесь живет главная из человеческих ценностей — любовь. Но любовь двух главных героев — старичков Афанасия Ивановича и его жены Пульхерии Ивановны — это не романтическая юношеская страсть, а обычная земная «любовь-привычка», которая и является основой жизни, и именно такая спокойная любовь может выдержать любые испытания и преграды.
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — пожилые дворяне. У них нет детей и всю свою любовь они отдают друг другу и своему дому. У Пульхерии Ивановны есть любимая кошечка, к которой она очень привязана. Однажды кошечка пропадает. Старушка ищет любимицу и через несколько дней видит ее, истощенную и худую, выходящую из кустов. Пульхерия Ивановна пытается подозвать кошечку и покормить ее, но завидев хозяйку, та бросается прочь. Связавшись с дикими котами, кошка и сама стала дикой. Пульхерия Ивановна говорит, что это смерть за ней приходила и вскоре умирает. После ухода жены Афанасий Иванович проживает пять тяжелых одиноких лет. Перед смертью он просит похоронить себя рядом с Пульхерией Ивановной.
«Тарас Бульба»
Читает артист Вадим Яковлев. Звукорежиссёр — В. Новиков. Запись произведена в студии Ленинградского радио в октябре 1991 года.
Часть I
Часть II
Часть III
В основу повести легла реальная история, случившаяся во времена казацкого восстания 1637–1638 годов, подавленного гетманом Потоцким. Прообразом Тараса Бульбы стал сподвижник Богдана Хмельницкого куренной атаман Охрим Макуха, имевший троих сыновей — Назара, Хому и Омелька. Назар из-за любви к польской паночке предал казаков и перешел на сторону поляков. Хома и Омелько выкрали брата. Омелько доставил Назара к отцу, который его и убил. Хома же, ставший впоследствии прототипом Остапа, в этой вылазке погиб. Единственным наследником фамилии стал Омелько. Его внук Степан стал предком дяди русского путешественника и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Дядю этого звали Григорий. И именно Григорий Миклуха, учившийся вместе с Гоголем, и рассказал писателю семейное предание об Охриме и его сыновьях. Правда это или вымысел до сих пор точно не могут сказать даже исследователи творчества Гоголя. Но всегда приятнее думать, что литературный герой — это не придумка автора, а реальный герой, вставший на защиту Родины и послуживший прообразом для создания прекрасного произведения.
К Тарасу Бульбе приезжают окончившие бурсу (гимназию) сыновья — Остап и Андрий. Тарас решает взять их с собой в Сечь, на войну с поляками. Там юноши, как и положено мужчинам, получат другую, самую главную науку — бить врага и защищать свою землю. При осаде польской крепости Андрий неожиданно переходит на сторону врага. Предательство произошло из-за вспыхнувшей в его груди любви к прекрасной полячке, которую он увидел на крепостной стене. Тогда Тарас решает найти сына-предателя и убить его.