А. П. Чехов «Душечка»
А. П. Чехов «Душечка»
Рассказ Чехова (1860-1904) «Душечка» был написан в декабре 1898 года и напечатан в первом номере журнала «Семья» за 1899 год. Однако сам замысел истории об особенностях женской любви Чехов вынашивал почти 10 лет. Причем, изначально он планировал написать повесть, но сюжет год от года менялся и только в 1893–1894 годах Чехов окончательно сформулировал для себя фабулу рассказа: «Была женой артиста — полюбила театр, писателей, вся ушла в дело мужа…; но вот он умер, она вышла за кондитера, и оказалось, что ничего она так не любит, как варить варенье».
Отдельно нужно отметить, что за публикацию этого рассказа между издателями развязалась настоящая битва. Редакции газет «Новости дня» и «Курьер» буквально заваливали Чехова телеграммами и письмами, выпрашивая произведение для первой публикации, а кое-кто и вовсе говорил, что малоизвестный журнал «Семья» «не по чину берет». Справедливости ради стоит сказать, что если тема рассказа подходила журналу как нельзя лучше, то профессионализм его издателей и редакторов оставлял желать лучшего: Чехов остался недоволен допечатной подготовкой и плохой корректировкой синтаксических и стилистических неточностей, которыми был вынужден заниматься потом сам.
Что касается прообраза главной героини — многие современницы Чехова приписывали себе этот «звание». В «душечке» узнала себя дочь Л. Н. Толстого (который, кстати, был восхищен рассказом и трижды устраивал его публичные чтения у себя дома). Говорили, что прототипом «душечки» могли быть и возлюбленная И. Левитана С. Кувшинникова, и близкие подруги самого Чехова — Л. Авилова и Л. Яворская. Но, скорее всего, Чехов, как опытный медик, просто четко смог уловить главную особенность женской любви — жертвенность и самоотречение. Эдакую способность раствориться в предмете привязанности, отринув все свои желания и приняв желания любимого за свои. Театральный режиссер В. И. Немирович-Данченко тоже считал, что подобное самоотречение в любви присуще большинству женщин. Он писал: «Все женщины делятся на „душечек“ и какой-то другой „вид“, причем первых — 95%, а вторых только пять». Кто-то может с этим согласиться, кто-то — нет, но одно можно сказать с уверенностью — Чехов смог с медицинской точностью описать проявление женской любви и подарил нам один из самых ярких образов в русской литературе. Ну а прозвище главной героини «душечка» давно уже стало нарицательным, обозначая женщину, полностью подчинившую свою жизнь желаниям и целям мужчины.
Оленька Племянникова, прозванная «душечкой» за мягкий уступчивый нрав, проникнувшись жалостью к неудачливому театральному антрепренеру Кукину, квартирующему по-соседству, выходит за него замуж. Она становится главной помощницей мужа в его делах — работает на кассе, следит за буфетом и артистами. Оленька счастлива. Ее жизнь наполнена и интересна. Но вдруг ее муж умирает. Она остается одна. Пустота и одиночество лишают ее жизненной силы, ведь своих желаний у нее никогда не было. Но когда рядом с ней появляется управляющий лесным складом, Оленька вновь оживает. Теперь она все знает о деревозаготовке и деревопоизводстве. Она вновь счастлива и наполнена жизнью. Но и этот муж умирает. Тогда рядом с Оленькой появляется ветеринар Смирнин, и «душечка» полностью погружается в проблемы ветеринарии. Но Смирнина переводят в другой город и Оленька вновь остается наедине со своей внутренней пустотой.