Александр Грин. Рассказы «Акварель» и «Гнев отца»
«Акварель»
Был впервые опубликован в журнале «Красная Нива» в 1928 году.
Кочегар Клиссон и прачка Бетси влачат жалкое существование и постоянно ссорятся. Клиссон не желает работать и откровенно живет за счет Бетси, стараясь ее подпоить и вытащить деньги. Почти всегда это заканчивается их ссорой. Вот и в этот день Клиссон, обманув Бетси, вытащил у нее спрятанную монету и ушел из дома. Бетси побежала за ним. Прячась, Клиссон забежал на выставку акварелистов, туда же за ним зашла и Бетси. Поначалу они и там стали ругаться, но внезапно одна из работ привлекла их внимание: на картине был изображен дом, знакомый и новый одновременно. Это был их дом! Возле картины толпились зрители, восхищаясь ею, и супруги вдруг почувствовали свою причастность к этому произведению искусства, испытывая гордость за свое жилище. Озаренные творением художника, они помирились, начав обсуждать домашние дела, и вдруг поняли главное — они близкие люди, которые смогут вместе преодолеть все трудности.
«Гнев отца»
Впервые был издан в журнале «Красная нива» в 1929 году.
Том живет с дядей и тетей. Матери у него нет, а отец находится в плавании. Том, как и все дети, очень любопытен и любит похулиганить, за что дядя и тетя постоянно его ругают. Но единственное, что по-настоящему страшит мальчика, это их рассказы о том, что когда вернется из плавания отец, то за все его проделки Тома будет ждать гнев отца. Том не может понять, что это значит, поэтому «гнев отца» мальчик представляет как некое чудовище и все его мысли сводятся к тому, как, в случае опасности, спастись от «гнева отца».
Когда отец приехал, радости Тома не было предела, к тому же ему представили и его новую маму. Но страх перед «гневом отца» продолжал жить глубоко внутри, заглушая радость встречи.
Изучая вещи, привезенные отцом, Том нашел револьвер, а в одном из сундуков вдруг увидел четырехрукую косоглазую статуэтку, которая очень напоминала ему тот самый «гнев отца», перед которым он так робел. И, чтобы покончить со своим страхом, Том расстрелял ее. На выстрелы прибежал отец, который, к счастью, все понял и, прижав мальчика к себе, лишь повторял: «Я все знаю. Мой маленький Том… бедная, живая душа!»