Владимир Короленко «Слепой музыкант»

Детская страничка

Часть I

Читает Народная артистка РСФСР Мария Григорьевна Петрова. Редактор — Л. Шаркова. Запись произведена в студии Ленинградского радио 1 июня 1982 года.

Часть II

Повесть «Слепой музыкант» — одно из самых ярких и значимых произведений писателя, публициста, известного общественного деятеля и правозащитника Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921). В 1886 году она впервые стала публиковаться отдельными главами в газете «Русские ведомости», однако выход частей сопровождался некоторыми сложностями. И дело тут не в цензуре, о которой можно было бы подумать, вспоминая революционные настроения Короленко. Просто, когда писатель отдал начало повести в печать, она была еще не закончена, а после прочтения опубликованного материала Короленко остался им недоволен, потому при каждой следующей публикации, вплоть до 1898 года, он правил повесть. В первую очередь правки касались доработки образа будущей жены главного героя, Эвелины, прототипом которой послужила мать писателя. В письме к редактору В. Гольцеву Короленко назвал «Слепого музыканта» «самой нелюбимой из всех моих работ».

Повесть о слепом мальчике, сумевшем преодолеть себя и состояться в жизни, полюбилась читателям, но также она вызвала и много споров, особенно, в среде слепых людей. В частности, незрячие профессор А. М. Щербина и адвокат А. М. Бирилёв выступили с критикой В. Г. Короленко, упрекая автора за неправильную трактовку психологии слепого человека. По их мнению, Короленко преувеличил страдания своего героя. Они, как незрячие с детства, утверждали: »…если человек слепорожденный или привык к слепоте, не бывает никакого разлада, он не испытывает никакой внутренней борьбы, ни стра­даний, ни подавленности».

Сам же Короленко писал своим друзьям, что его целью в «Слепом музыканте» было не столько изучение психологии слепого, сколько желание отразить общую мечту людей об идеале и тоску по полноценному существованию каждого человека.


В богатой семье Попельских родился слепой мальчик, которого назвали Петром (Петрусем). Мать боялась, что из-за слепоты ребенок будет несчастен, потому хотела, чтобы он не покидал имение. Но дядя Петра, Максим, убедил родителей не нянчиться с мальчиком, а дать ему возможность адаптироваться в мире. Так Петр научился хорошо ориентироваться сначала в доме, а потом и вокруг него. Все тот же дядя Максим обнаружил у Петра способности к музыке и стал всячески поощрять его развитие в этом направлении. Вскоре у Петра появилась подружка Эвелина (дочка соседей).

Петр взрослел и начал ощущать свою «ущербность» по сравнению с другими людьми. Он стал думать, что обречен на несчастье, но дядя Максим познакомил племянника с нищими и отправил Петра на три месяца странствовать с ними. Тогда юноша понял, что его судьба не так уж плоха, ведь он родился в богатой семье, а значит, ему не надо искать как заработать себе на хлеб.

После этого жизненного «прозрения» Петр стал серьезно заниматься музыкой, решив сделать ее делом своей жизни. Вскоре у него наладилась и личная жизнь — они поженились с Эвелиной, и, вопреки опасениям Петра, она родила здорового зрячего малыша. Сам же Петр не замкнулся, а вышел на большую эстраду и дебютировал на ярмарке «Контракты». Это его выступление слышал и Максим, который, глядя на племянника, думал, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», а он, Максим, сделал свое дело и недаром прожил свою жизнь.


Детская страничка

В «Детской страничке» собраны любимые волшебные истории, записанные много лет назад. Только здесь эксклюзивно представлены записи любимой многими поколениями советских детей Марии Григорьевны Петровой.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также