Больше абразива — не значит лучше: какие тормозные колодки лучше выбрать

, 9:00 Мария Горбунова

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: © РИА Новости/Сергей Пивоваров; 5-tv.ru

Исправная тормозная система — ключевой элемент безопасности на дороге для водителя. Можно ли экономить на деталях?

Почему дорогие керамические тормозные колодки часто проигрывают дешевым аналогам? И что делать, чтобы колодки не вылетали из суппорта и не убивали диск?

Ответы на эти и другие вопросы — в «Самой полезной программе», авторском проекте Владимира Щеглова.

Как часто нужно менять тормозные колодки

Ущерб почти на 100 тысяч рублей из-за развалившихся тормозов! В Москве видеорегистратор зафиксировал редкое ДТП: у внедорожника на ходу отскочила тормозная колодка и влетела в соседний автомобиль. Удар оказался настолько сильным, что у пострадавшей машины искорежило переднее крыло, стойку, часть капота и треснуло лобовое стекло.

«Чтобы колодка вылетела, она должна быть изношена вообще до металла», — отметил автоэксперт Павел Никулочкин.

Читайте также

Колодки нужно проверять регулярно, следить за степенью износа фрикционного слоя. Композитный материал с абразивом — это накладка, которая контактирует непосредственно с тормозным диском или барабаном.

Большинство современных автомобилей сами предупреждают водителя о необходимости замены колодок: срабатывают датчики износа, и на приборной панели загорается специальная иконка. Бывают и механические индикаторы-пластины. Когда колодку пора менять, они издают характерный скрежет или писк. Этот звук ни с чем не спутаешь.

Оценить состояние колодки можно и визуально. Минимально допустимая толщина фрикционного слоя — 2-3 миллиметра. Менее полутора — уже критический износ. Он грозит отказом тормозов и повреждением диска. Менять его выйдет намного дороже, чем колодки.

Чаще всего выходит из строя передние колодки, потому что на них идет наибольшая нагрузка, потому менять их нужно каждые 20-50 тысяч километров. На задней колодке небольшая нагрузка, где-то в половину от передних. Конечно, если водитель не занимается дрифтом или в принципе агрессивной ездой — тогда все колодки изнашиваются куда как быстрее.

Важный нюанс: нельзя поменять колодки на одной стороне машины и оставить на другой, так как из-за этого торможение будет неравномерным. И тогда машину будет вести вправо-влево.

Микрофибра или влажные салфетки: что лучше справится с грязью в салоне авто

Следим за тормозными дисками

За состоянием дисков и суппортов тоже нужно следить внимательно. Если суппорт закисает и заклинивает, то колодка слабее прижимается к диску. А это, в свою очередь, приводит их к перегреву и быстрому износу.

«Первое, к чему приводит неравномерный износ — диск в каком-то месте становится тоньше, и, если он разогреется, то при попадании в лужу в лучшем случае диск поведет и начнется вибрация. В худшем случае диск лопнет, и там уже будут непредвиденные последствия», — пояснил эксперт.

Кроме того, не стоит экспериментировать и устанавливать колодки для спортивных машин на обычные автомобили. Дорогие керамические тормоза плохо работают со стандартными чугунными дисками.

«Спортивный автомобиль — это не только быстрое ускорение, но и быстрое торможение. Соответственно, чтобы они лучше тормозили, они должны быть горячими. Если для обычных тормозов это беда, то для спортивных — необходимые условия работы. То есть при их установке, если они будут холодные, то и работать самые крутые будут, пожалуй, даже хуже, чем стандартные тормоза», — подчеркнул Никулочкин.

Тест тормозных колодок разных ценовый категорий

Самые популярные и доступные по цене колодки — с полуметаллическими фрикционными накладками. В их составе: металлическая стружка, графит, связующие вещества, абразивы. Если провести по такому материалу пальцем, то на нем останется черный след.

Читайте также

Для сравнения мы купили три комплекта передних колодок на одну модель авто — за 430, 1400 и 2500 рублей. Первые два образца сделаны на основе металлического сплава. Самый дорогой комплект — из металла с добавлением керамики.

В первую очередь оцениваем абразивы.

«Чем выше абразивность, тем лучше будет система торможения. У первого образца она высокая. Да, эта колодка будет хорошо тормозить, но из-за абразивности быстро убьется тормозной диск», — отметил автоэксперт.

С другой стороны, если поставить слишком мягкую колодку, то диск проживет долго, но вот торможение будет неэффективным. Поэтому нужен тонкий баланс. По оценке эксперта, у второго и третьего комплектов фрикционные накладки — та самая золотая середина. И диск не убьют, и тормозить будут хорошо. Кроме того, колодки с избытком абразива хуже работают на бездорожье.

«Чем меньше абразивность, тем меньше колодка забивается грязью», — подчеркнул Никулочкин.

Теперь сравним абразивы с помощью металлического листа — с усилием проведем по нему каждой колодкой. У первого образца результат не воодушевляющий — сцепление плохое, плюс он оставил царапины. Колодки за 1400 и 2500 рублей с импровизированным диском работают куда лучше. У них плотнее сцепление с листом и они заметно тише.

Кроме того, у бюджетного образца сразу же видны еще два существенных недостатка. Первый: в отличие от комплектов за 1400 и 2500 рублей, у этих колодок нет канавки посреди фрикционного слоя. Этот паз предназначен для отвода тепла, лучшего распределения нагрузки и обеспечивает равномерный износ колодок.

«То есть, допустим, если что-то где-то перекосится, то колодка будет работать. Первый образец если перекосится, то на место его уже не поставишь», — заметил эксперт.

Еще один недостаток бюджетной модели — ненадежная система фиксации в суппорте.

Проверка тормозных колодок огнем и водой

Следующий эксперимент — «прожарка» колодок на плите.

Качественные материалы должны выдерживать температуру до 300-400 градусов. Нагреем колодки в щадящем режиме — всего до 60-65 градусов. По словам эксперта, это нормальная рабочая температура при аккуратной езде без резких торможений. Но бюджетный образец задымился даже при таком слабом нагреве.

Читайте также

«Да, запах, конечно, специфический! А ведь „аромат“ горелых колодок люди часто путают с запахом сцепления. Потому что практически один и тот же материал используется и в диске сцепления, если машина на механике, и здесь», — отметил автоэксперт Павел Никулочкин.

Второй и третий образцы нагрев на плите выдержали — ни намека на дым.

Теперь все три образца охладим в воде, имитируя резкое торможение в луже. Первый справился плохо, а вот второй перепад температур выдержал лучше.

«Появилась фракционность, но не настолько сильная как в первом случае. А третий пациент, на удивление, практически не пострадал», — заметил автоэксперт.

Итак, бюджетный образец провалил все тесты. За 430 рублей чудес не бывает, особенно с нынешними ценами на запчасти. Колодки за 1400 рублей — неплохой выбор. Но когда речь идет о тормозах, лучше не скупиться, ведь 2500 рублей не самая большая плата за безопасность. Тем более, что прослужат такие колодки дольше второго комплекта.

Читайте нас в Дзен