Н. В. Гоголь «Петербургские повести. Невский проспект»

Детская страничка

Н. В. Гоголь «Петербургские повести. Невский проспект»

Читает Народный артист РСФСР Игорь Дмитриев. Запись была произведена в студии Ленинградского радио 6 февраля 1991 года.

В период, предшествующий написанию повести «Невский проспект», Гоголь активно ходил на занятия в Академию искусств, изучал живопись и пытался рисовать сам. Считается, что основой произведения стали несколько нарисованных Гоголем картин, на которых он изображал пейзажи Невского проспекта. Николай Васильевич испытывал к Невскому проспекту противоречивые чувства: с одной стороны, он восхищался его блеском и красотой, но в то же время под всей пышностью проспекта Гоголь видел его оборотную сторону и нищету тех, кто находится на его обочине. И весь роскошный парадный вид проспекта, по его мнению, это все лишь мишура, прикрывающая жестокие реалии жизни, протекающей за его блестящими фасадами.

Главные герои повести — романтичный воздыхатель художник Пискарёв и поручик Пирогов, смотрящий на жизнь реалистично и прагматично — прогуливаясь по Невскому проспекту среди праздной молодежи, находят каждый для себя объект внимания. Художник выбирает красавицу-брюнетку, поручик — хорошенькую блондинку. И оба они отправляются за предметами своей страсти, лелея надежду получить благосклонность и внимание девушек. Но, к сожалению, внешность, как и фасад Невского проспекта, может быть обманчивой. И внутри у красавиц может оказаться не такое ангельское нутро, как показалось нашим героям на первый взгляд.


Гоголь (1809-1852) приехал в Петербург зимой 1829 года, сразу после окончания гимназии, и был поражён дороговизной жизни в столице, особенно стоимостью квартир и еды. Даже познакомившись с Пушкиным и Жуковским и войдя в высший литературный круг того времени, Гоголь продолжал вести образ жизни, присущий скорее небогатому разночинцу, чем известному писателю. Он восхищался столицей, но ощущал, что сам он находится на обочине блистательного общества, населяющего её богатые дома. Именно в начале своей жизни в Петербурге Гоголь остро ощущал безденежье, потому он потом так точно описывал все тяготы жизни людей среднего и низшего сословий. Примечателен случай, когда в письме матери писатель жаловался на высокую стоимость шинели, без которой жизнь в промозглом северном климате просто невозможна. Спустя пять лет эти личные наблюдения оформятся у Гоголя в один из самых знаковых циклов в русской литературе — цикл «Петербургские повести».

Середина 1830-х (время выхода первых «Петербургских повестей») — это уже звездное время для Гоголя. После издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» он воспринимался в обществе как преемник Пушкина и главный русский писатель. В середине 1830-х Гоголь публикует еще два двухтомных цикла — сборник повестей «Миргород» (1835) и книгу под говорящим названием «Арабески», в которую входят не только художественные произведения писателя, но и статьи и очерки, отражающие как мировоззрение, так и его взгляд на культуру, литературу и искусство в целом. Вот в пестром, как восточные орнаменты, сборнике «Арабески» и были впервые напечатаны три первые повести, которые впоследствии будут названы «Петербургскими». Это были повести «Портрет» (1834), «Невский проспект» (1835) и «Записки сумасшедшего» (1835).

«Петербургские повести» — общее название цикла повестей, написанных Н. В Гоголем в разное время, но объединенных одним местом действия — Петербургом 1830–1840 годов. В цикл их объединил сам Гоголь перед изданием своего первого собрания сочинений в 1842 году, а название «Петербургские» им дал биограф Гоголя В. Шенрок, когда в своих материалах к биографии писателя 1832–1839 гг. одну часть так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это название закрепилось и живет с нами уже почти 190 лет.

В сборник входят пять основных произведений — повести «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Также в цикл Гоголем были включены два не петербургских произведения — повесть «Коляска» и отрывок из неоконченного романа «Аннунциата» под названием «Рим».

Отдельно нужно добавить, что «Петербургские повести» Н. В. Гоголя положили начало формированию направления «натурализм» в русской литературе. В произведениях цикла Гоголь впервые касался жизни бедных петербургских обывателей, уделяя внимание различным мелочам и точным описаниям быта так называемых «маленьких людей». До Гоголя жизнь бедных и обездоленных было не принято описывать на страницах высокой литературы. Поэтому, фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели», приписываемая Ф. М. Достоевскому, но на деле принадлежавшая французскому писателю Э. де Вогюэ, идеально описывает тот революционный поворот в литературе 19 века, который произвели «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.


Детская страничка

В «Детской страничке» собраны любимые волшебные истории, записанные много лет назад. Только здесь эксклюзивно представлены записи любимой многими поколениями советских детей Марии Григорьевны Петровой.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также