Н. В. Гоголь «Петербургские повести. Записки сумасшедшего»
Н. В. Гоголь «Петербургские повести. Записки сумасшедшего»
Замысел истории, в центре которой был бы душевнобольной человек, зрел у Гоголя давно. Его незаконченные произведения «Записки сумасшедшего музыканта» и комедия «Владимир III степени» тому подтверждение. Толчком же к написанию повести стала беседа писателя с неким врачом об особенностях поведения душевнобольных. «Записки сумасшедшего» были созданы в период с августа по октябрь 1834 года, и уже в следующем 1835-м напечатаны в сборнике «Арабески».
В отличие от писателей-романтиков, считавших безумие отличным способом для умного человека сбежать от ужасного мира в мир прекрасный, Гоголь показал, что заурядный человек (коих большинство), лишившись рассудка, не только не получает доступа к лучшему миру, но и теряет своё место, пусть и незначительное, в мире реальном.
Повесть состоит из 20 фрагментов дневниковых записей постепенно сходящего с ума мелкого чиновника Поприщина.
Заурядный, малообразованный 42-летний Поприщин искренне уверен, что его жизнь только начинается, и впереди у него женитьба на богатой дочери его начальника и большая карьера. Поприщин убежден, что Софи, дочь его директора, влюблена в него, а коллеги завидуют тому, что он ходит к директору точить перья. Однажды на улице Поприщин видит Софи, прогуливающейся со своей собачкой. Он идет за ними и слышит, как собачка начинает разговаривать. Поприщин решает через собачку узнать, о чувствах Софи к нему и из письма собачки он с возмущением узнает, что Софи влюблена не в него, да к тому же уже собирается замуж. Поприщин обижен. И вдруг он осознает себя испанским королём. Какое ему дело теперь до мелких страстей, его поле деятельности — мировая политика. Так обида на жизнь порождает у Поприщина манию величия, с коей он и оказывается в сумасшедшем доме.