Литературный Крым
28.07.2015, 7:50 Путеводительница.РФ
Самое литературное место в Крыму - это Коктебель. Максимилиан Волошин построил здесь дом, который стал центром притяжения для многих поэтов и писателей серебряного века.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове - это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это - предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева... В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Правда, с Гумилёвым состоялась дуэль. Из-за женщины и литературы. Черубина де Габриак - самая яркая и талантливая литературная мистификация Серебряного века родилась здесь вместе с любовью Максимилиана Волошина к Елизавете Дмитриевой. Волошин придумал публиковать ее стихи под псевдонимом. Он считал, что неброская внешность и хромота могут мешать воспринимать волшебную поэзию Елизаветы, и так родилась таинственная красавица Черубина. Её выдуманная фамилия «Габриак» по морскому словарю означает «морской незлобивый чёртик». Сначала он называл так обкатанные морем корни деревьев, но в сочетании с ангельским именем Черубина – «херувим» - тёмная и светлая - родилась литературная мистификация. Когда всё открылось, Гумилёв посчитал это обманом и вызвал Волошина на дуэль. Но на самом деле он просто жёстоко ревновал его к женщине, в которую был влюблён сам и которая не стала женой ни одного, ни другого.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок - золотые часы - и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.