Ушла легенда французской «новой волны»: каким был творческий путь Жан-Люка Годара

Режиссер «На последнем дыхании» Жан-Люк Годар скончался в возрасте 91 года

Ушла легенда французской «новой волны»: каким был творческий путь Жан-Люка Годар

Фото: www.globallookpress.com / Panoramic

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Путь именитого французского режиссера в кинематографе начался с критики.

Жан-Люк Годар стал ярким представителем французской «новой волны» в кинематографе, заслужив репутацию новатора и бунтаря. Среди его важных фильмов — «На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Мужское-женское», «Альфавиль», «Банда аутсайдеров», «Маленький солдат», «Жить своей жизнью». Многие его работы стали пособием для начинающих кинематографистов — и сегодня во многих современных лентах можно найти цитаты и кадры, копирующие его стиль.

Во вторник, 13 сентября, 2022 года легенда кино Жан-Люк Годар ушел из жизни. Об этом французскому изданию Libération сообщили родственники покойного. 5-tv.ru вспоминает, с чего начинался его творческий путь и каким образом ему удалось совершить революцию в кинематографе.

Из Франции в Швейцарию

Жан-Люк Годар родился в 1930-м в Париже. Его родители не были связаны с искусством: отец, Поль Годар, открыл собственную клинику и работал врачом, а мать, Одиль Моно, происходила из семьи зажиточных швейцарских банкиров. В начале 30-х до Франции дошли последствия Великой Депрессии, и настроения в стране повлияли на социальную обстановку. «Правые» партии устраивали протесты, которые перерастали в беспорядки и приводили к тысячам жертв. Поэтому в довоенное время обеспеченные Годары переехали в Швейцарию. Жан-Люк поступил в школу в пригороде Женевы и окончил ее, но все время хотел вернуться в родной Париж.

В 1946-м он поступил в Лицей Буффона, который был и высшей школой, и колледжем, специализировался на технических специальностях. Жан-Люк мог бы продолжить дело отца, но увлекся кино и литературой. В свободное время он смотрел фильмы классиков мирового кинематографа и писал небольшие очерки. Ожидаемо Годар провалил экзамены на степень бакалавра и вернулся к родителям в Швейцарию, но ненадолго. Уже в 1949-м он поступил на антрополога в Сорбонну.

Начинал кинокритиком

Свободолюбивые нравы Сорбонны, творческая атмосфера и новые знакомства увлекали Годара так, как ничто раньше. Он вступил в местные киноклубы и завел друзей-синефилов Жака Риветта, Франсуа Трюффо и Клода Шаброля. Позже именно с друзьями Годар начнет снимать картины и станет одним из участников «французской волны».

www.globallookpress.com / imago stock&people

Но пока Годар — лишь любитель, который любил смотреть кино и обсуждать его с другими, познавать интересующий его мир.

«В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но это уже не так. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп… телескоп… в Синематеке я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Они рассказывали нам о Гёте, но не о Дрейере… Мы смотрели немые фильмы в эпоху разговоров. Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах», — позже вспоминал режиссер.

Вместе с друзьями Жан-Люк Годар основал журнал «Вестник о кино» в 1950-м. Журнал издавали сами создатели: он просуществовал недолго, вышло всего пять номеров. В основном там публиковали рецензии, которые писали сами авторы. Через год Годар присоединился к редакции только что основанного журнала «Тетрадь о кино» и писал рецензии для издания.

В Париже его уже знали как талантливого кинокритика и восхищались его умением отстоять технические новшества фильмов. Годар и сам хотел снять кино, но денег на производство не было. Поэтому он украл деньги из редакции и вернулся в Швейцарию. Неизвестно, что в тот момент руководило будущим режиссером. Он устроился на телевидение, но проработал там недолго — кражу быстро раскрыли, и Жана-Люка ждала тюрьма.

От заключения Годара спас его отец, который убедил сына и следователей в психической нестабильности сына. Годар отправился в психиатрическую клинику, а когда его выписали, снова вернулся домой. В одно лето он снял документальный фильм о строительстве плотины «Операция Бетон», который выкупила компания, где происходило действие. Этот фильм стал первым в карьере Годара, но вспоминают режиссера по что дебютной художественной картине «На последнем дыхании».

«На последнем дыхании»: дебютная работа Жана-Люка Годара

Вернувшись в Париж, Жан-Люк Годар помогал друзьям в съемке нескольких короткометражных фильмов, многие из которых так и не увидели свет. Он срежиссировал несколько своих короткометражек — в одной из них снялся друг режиссера Жан-Поль Бельмондо. В то же время Жан-Люк продолжал карьеру кинокритика и разрабатывал идею первого полнометражного фильма. К концу 50-х он уже скопил достаточно денег, чтобы избежать конфликтов с продюсерами за каждую сцену и заниматься производством самостоятельно.

В основу сценария легла история, которую Годар узнал от друга Франсуа Трюффо. За несколько лет до начала съемок фильма Трюффо хотел экранизировать реальную историю мошенника, который зарабатывал кражей машин, но не нашел продюсеров на проект. Жан-Люк уговорил друга отдать ему идею. Главные роли в картине сыграли начинающие актеры Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг, которых позже назовут символами «французской волны». При создании картины Жан-Люк Годар использовал приемы, на которые режиссеры-классики не решались.

Он приветствовал съемку на камеру в руках оператора и сажал его в инвалидную коляску, чтобы снять сцены в движении. Местом для съемок Годар выбрал улицу, потому что денег на павильоны не было. Трюффо и Годар работали над сценарием каждый день — они писали отрывки перед началом съемочного дня и давали актерам, а картину собирали на постпродакшене. Режиссёр просил актеров задержать взгляд на камере или напрямую обратиться к слушателю — позже этот приём заимствуют у Годара многие режиссеры. Зрители нашли в фильме упоминания литераторов Фолкнера и Рильке, изображения рук Пикассо и Ренуара, саундтреки Моцарта и Баха. «На последнем дыхании» был пропитан искусством, говорили о картине.

Кадр из фильма "На последнем дыхании", режиссер Жан-Люк Годар, 1960г.

Фильм снимали меньше месяца, но итоговый проект получился очень долгим. Чтобы избежать проблем с прокатом, Годар вырезал сцены и добавлял в картину рваные монтажные склейки. Эффект неожиданной резкости оценили многие последователи режиссера.

«Разговор в автомобиле склеен таким образом, что люди, сидящие в нем, разговаривают логично и из него не вырвано ни кусочка, а при этом фон улиц, по которым они едут, прыгает, как говорится, со страшной силой, как будто вырваны оттуда целые минуты, часы, куски времени. Все идет в нарушение классических законов монтажа», — подмечал Андрей Тарковский.

Режиссер дебютировал с картиной «На последнем дыхании» в 1960-м и тут же стал самым обсуждаемым в году. Влиятельные критики, в том числе Роджер Эберт, называли фильм лучшим дебютом со времен «Гражданина Кейна». Позже картину посчитают одной из величайших в истории. А об инновационных идеях Годара в силу малого бюджета будут говорить по всему миру не одно десятилетие.

«Из-за него, а точнее, из-за кадра, в котором Бельмондо целится в солнце, я поссорился с Тарковским, которому фильм очень нравился, а мне не очень. Мы с ним по-разному относились к тому, что надо показывать», — говорил о монтаже Георгий Данелия, который оценил работу Годара в 90-е.

Не успели критики и общественность оправиться, как в том же году Жан-Люк снял новый фильм.

«Маленький солдат» и главная женщина в жизни Жана-Люка Годара

В картине «Маленький солдат» Годар освещал алжирскую войну за независимость. Социальная повестка в целом была важна для режиссера (и в прошлом документалиста), через фильмы он старался показать жизнь общества. Картина о журналисте, оказавшемся в конфликте тайных организаций, получилась очень жестокой. Французское правительство запретило фильм к показу из-за реалистичных сцен насилия в 1960-м и разрешило из уважения к статусу режиссера только в 1963-м. Прибыль с проката картины по миру была небольшой, но Жан-Люк тогда приобрел нечто большее.

Кадр из фильма "Маленький солдат " режиссер Жан-Люк Годар, 1960г.

Еще на съемках «На последнем дыхании» он ближе познакомился с французской актрисой Анной Кариной. К тому времени Анна Карина уже представила на Каннском кинофестивале фильм «Девушка в башмачках», стала музой Коко Шанель и Пьера Кардена, и снималась в рекламе дорогостоящего мыла. Томный взгляд девушки в ванне очаровал Годара, и он пригласил Анну Карину сняться в его фильме. Все шло хорошо, но в какой-то момент Анна Карина отказалась сниматься в фильме топлес. Принципиальный Годар отказался и выбрал другую актрису.

Им удалось плодотворно поработать на съемках картины «Маленький солдат». Годар отправил Анне Карине телеграмму со словами: «Мадемуазель, на этот раз — на главную роль», и та согласилась. У актрисы и режиссера завязался роман. Они были тандемом не только в жизни, но и в работе. Анна Карина снялась в восьми работах режиссера на производственной компании Anouchka Films, которую они создали вместе. В 1961-м Анна Карина вышла замуж за Жана-Люка Годара. Он называл ее своей музой, но в браке супруги прожили всего четыре года и расстались из-за ухудшения отношений. Впрочем, Анна Карина и Жан-Люк Годар продолжали работать вместе.

«Презрение»: работа в кинокомпании

После успеха «На последнем дыхании» Годаром заинтересовались продюсеры кинокомпаний. Карло Понти и Джозеф Левин сделали режиссеру заманчивое предложение: Жан-Люк сможет снять вольную экранизацию романа Альберто Моравиа, с миллионным бюджетом и Бриджит Бардо в главной роли, а они выпустят фильм не только во Франции, но и в США.

Годар согласился, но сомневался в собственном решении: если сторонники «новой волны» решат, что режиссер продал свой талант «акулам капитализма», то его карьера будет окончена. Чтобы избежать подобных обвинений, Жан-Люк превратил фильм в историю о творце, который испытывает давление от корыстных кинопродюсеров.

Неизвестно, как Понти и Левин отреагировали на этот шаг. Похоже, их действительно интересовала выгода с проката, потому что под самый конец съемок продюсеры поставили режиссеру условие — Бардо обязательно должна появиться в кадре обнаженной. Эту сцену Годар добавил в фильм последней. Он снял актрису максимально сдержанно и добавил сцену в начало. Позже некоторые критики отмечали, что Жан-Люк издевался над волей продюсеров, ведь поклонники красоты Бриджит увидели ее в самом начале и могли не досматривать фильм. Тем не менее, «Презрение» почти не корректировали и выпустили на экраны.

«Альфавиль»: самый нетипичный фильм в карьере Жана-Люка Годара

Совместная работа французской и итальянской киностудий стала самой необычной для режиссера. В «Альфавиле» действие происходит в городе будущего, которым управляют профессор и компьютерная система. Для документалиста Годара такой сюжет был в новинку.

Кадр из фильма "Альфавиль", режиссер Жан-Люк Годар, 1965г.

Вместе с Жан-Люком над картиной работали профессионалы из Италии, а главную роль сыграл звезда американских фильмов о гангстерах Эдди Константин. Следовательно, и в фильме появились отсылки к американскому кино и итальянским тенденциям. От Годара в картине остались его авторские приемы и виды ночного Парижа, где снимали фильм. Картина вышла на экраны в 1965-м. Зрители удивились необычной идее города будущего, где герои скрывают настоящие чувства. Позже Анна Карина признавалась, что их с Жаном-Люком отношения можно частично увидеть в этом фильме и «Безумном Пьеро», который вышел в том же году.

«Безумный Пьеро»

За время от создания картины по произведению Лайонела Уайта «Одержимость» до ее проката Годар успел развестись с Анной Кариной. Впрочем, бывшая супруга уже была утверждена в проект и не стала увольняться. Актриса сыграла девушку Марианну, которая пленила сердце главного героя и своими действиями привела его к самоубийству.

Жан-Люк не отвечал на вопрос, действительно ли Анна Карина разбила его сердце, как героя фильма Фердинанда. Критики отмечали, что снятый и смонтированный за два месяца фильм получился необычайно ярким, и его вполне можно назвать одной из знаковых работ режиссера. На съемках использовали красный, желтый и синий цвета — так режиссер показывал эпоху абстракционизма и поп-арта. Веселая музыка в неприятных сценах и комичная сцена исхода главного героя — приемы, которые Годар снова использовал, очень полюбились зрителям. Картина стала любимой у нескольких режиссеров, в число которых вошли Квентин Тарантино и Ксавье Долан.

«Уик-Энд»: «конец истории, конец кинематографа»

www.globallookpress.com / KPA

Последний фильм, который можно причислить к «новой французской волне» — сюрреалистический «Уик-Энд» о несчастливой семейной паре. Каждая из сторон вынашивает план по кончине супруга, чтобы завладеть наследством. Некоторые причисляют картину к маоистскому периоду, потому что в период съемок Жан-Люк Годар вел активную политическую жизнь, агитировал за учение Мао Цзедуна, принимал участие в студенческих волнениях и создал группировку «Дзига Вертова» в честь советского режиссера.

В фильме Жан-Люк Годар осветил волнующие его вопросы очень нестандартно. Большая часть картины снята одним кадром, где главные герои пробираются через автомобильную пробку. Они попадают в аварии и становятся свидетелями террористических актов, в которых гибнут люди. По пути пара знакомится и с вымышленными персонажами. Супруги, возможно, догадываются, что находятся в выдуманной реальности. Достигнув цели, герои переживают катарсис: одного из них убивают представители новой субкультуры хиппи. В «черной» комедии стерты грани между документалистикой и выдумкой, абсурд происходящего на экране достигает максимума. Картина заканчивается титрами «конец истории, конец кинематографа».

На экраны фильм вышел в 1967-м. Критики отнеслись к новой картине режиссера неоднозначно: консерваторы ругали «Уик-Энд» за сюрреалистичность и агрессию, а революционеры восторгались смелостью автора. В том же году Годар опубликовал манифест, в котором объяснил: в 60-х он был «отвергнут нормальным кино». Держать бунт внутри не удавалось, режиссера воспринимали как анархиста киноиндустрии, и поэтому теперь он просит считать себя «рабочим кино».

Кадр из фильма "Уик-энд", режиссер Жан-Люк Годар, 1967г.

Тогда же он встретил Анн Вяземски, с которой познакомился на съемках картины «Китаянка». С одной стороны дедушкой Анн был князь Леонид Вяземский, с другой — французский писатель Франсуа Мориак. Анн разделяла свободолюбие Годара, училась на философском факультете и саботировала экзамены. Скоро они поженились.

В 70-е Годар снял несколько экспериментальных картин. Они не принесли режиссеру успех, так как многие страны не принимали их к показу. В итоге Годар привозил их в города Франции лично и показывал рабочим, но прежнее признание он не обрел. Когда общество распалось, Жан-Люк создал экспериментальную киностудию и творил оттуда. В 1979-м он и Анн расстались, и чтобы отвлечься от душевных переживаний, Годар погрузился в работу.

Он изучал цифровые технологии и окончательно перешел к новому киноязыку в 80-е. До конца своих дней Жан-Люк Годар старался исследовать природу образа и через картины найти изображение, которое касалось бы осознания зрителя. С 80-х он снял более 20 картин, но так и не повторил успех, который сопутствовал ему в 60-х. Тогда режиссёр получал множество наград, а с 80-х его лишь номинировали, но не присуждали премии. В 2014-м 84-летний Жан-Люк Годар за фильм «Прощай, речь» разделил специальный приз Каннского кинофестиваля с молодым режиссером Ксавье Доланом. Критики назвали это самым показательным и поколенческим выбором, когда выросший на фильмах Годара Ксавье забирает общую с мастером статуэтку.

Последней работой Годара в кино стала «Книга образа», показанная в 2018-м. В картине не было актеров или сюжета — лишь визуальные образы, кадры из фильмов других режиссеров и архивные сцены, которые режиссер взял из собственных фильмов и смонтировал в новеллы. «Книга образов»получилась настолько экспериментальной, что для нее на Каннском кинофестивале придумали категорию «Особая пальмовая ветвь» и назвали видеоинсталляцией. А Годар из кинокритика и режиссера «новой волны» трансформировался в художника-экспериментатора, придумавшего собственный киноязык.