Что нужно знать о новых тарифах ОСАГО с 13 сентября 2022

Центробанк России расширит тарифы на страховки для водителей с 13 сентября

Что нужно знать о новых тарифах ОСАГО с 13 сентября 2022

Фото: ИЗВЕСТИЯ / Зураб Джавахадзе

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

На изменение тарифов ОСАГО повлияло подорожание запчастей для автомобилей.

Центральный банк России ввел изменения в страховые тарифы ОСАГО (Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), которые вступят в силу с 13 сентября 2022 года. Главная цель реформы — установить справедливую цену полиса.

Пока все граждане платят примерно одинаково. Причем на стоимость влияет пять факторов, которые оставались неизменными с 2003 года: регион регистрации транспортного средства, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж вождения и то, насколько часто он попадает в аварии. Очевидно, что за этот период у страховщиков накопилась статистика, которая и подтолкнула к введению новых мер. Главная цель — сделать так, чтобы лиахчи платили больше, а аккуратные водители — меньше.

Изменения постепенно вводились уже в 2021 году, когда был снят запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее эпроцедура занимала 72 часа). При этом за страховщиками было сохранено право самим решать, какой временной лимит устанавливать. Также в договор автогражданки можно теперь дистанционно вносить коррективы или оформить расторжение. Кроме того, продажа полисов действует только для физлиц и не зависит от прохождения техосмотра.

5-tv.ru рассказывает, в чем заключаются нововведения и какая категория водителей может получить страховку по сниженной цене.

Что надо знать о новых тарифах ОСАГО 2022

Центральный банк РФ объявил о расширении тарифного коридора на 26% вверх и вниз. Если до 13 сентября базовая ставка для расчета стоимости полисов ОСАГО составляла от 2 224 до 5 980 рублей, то по новому тарифу его можно получить за 1 646–7 535 рублей.

Цена полиса будет зависеть от коэффициента мощности автомобиля, его аварийности, сезона и региона эксплуатации, числа водителей, а также их возраста и стажа.

«Для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиками для каждого водителя в диапазоне 1 646–7 535 рублей. Для общественного транспорта тарифный коридор расширяется на 17,8% в обе стороны. Также на основе последних данных был уточнен расчет территориальных коэффициентов», — говорится в сообщении Центробанка.

Кроме того, стоимость страховки будет учитывать тип транспортного средства (мотоцикл, автомобиль, троллейбус, трамвай, трактор, такси и так далее). Для сравнения: легкие квадроциклы и мопеды минимально обойдутся всего в 324 рублей (максимально — 2 536 рублей), а вот такси — в диапазоне от 1 490 до 15 756 рублей.

С чем связано подорожание страховки ОСАГО 2022

Прежде всего, введение новых тарифов связано с ростом цен на детали для автомобилей на 30% из-за западных санкций.

«Коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев будет расширен на 26% вверх и вниз, чтобы страховщики могли учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей», — подтвердили в Центробанке.

Предполагается, что эта мера позволит предлагать водителям с меньшими рисками более выгодные условия. Однако на деле страховщики часто используют в расчетах именно максимальную ставку или близкую к ней.

Какой категории граждан нововведения выгодны, а кому — нет

Сильнее всего расширение тарифного коридора скажется на так называемых новичках с малым опытом вождения и владельцах транспорта с высокой аварийностью. То есть 18-летний водитель с нулевым стажем до 13 сентября мог приобрести полис за примерно 35 тысяч рублей, а с учетом максимальной базовой ставки по новому тарифу ему придется внести сумму около 44 тысяч рублей.

Кроме того, расчет страховки будет производится с учетом понижающих и повышающих коэффициентов.

Особенно подорожание коснется территориального коэффициента, который можно посмотреть в Указании на сайте Центробанка. Например, больше придется платить жителям Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии, Тывы, Хакасии, Чечни, Забайкалья, Приморского края, Новосибирской области, Севастополя, Еврейской АО и Байконура.

Зато для некоторых граждан полисы ОСАГО могут подешеветь. Это касается дисциплинированных автомобилистов, не попадающих в ДТП.

Другие изменения ОСАГО в 2022 году

Поменять всю систему страхования вРоссии сразу было бы весьма проблематично, поэтому частично какие-то новые внедрения появились уже в 2021 году. И уже в следующем году пакет изменений стал больше, причем он вступил в силу уже 1 октября.

С 1 апреля 2022 года появились поощряющие привилегии для добросовестных водителей, так называемые коэффициент «бонус-малус» (КБМ). В итоге максимальная скидка за полис составила 54% — ее удостаиваются водители, которые не допускали аварий от 10 и более лет. И, наоброт, для частых участников ДТП полисы выдавались дороже. Причем виновникам автотранспортных происшествий КБМ вырос до 3,92 (вместо 2,45). Новые коэффициенты действительны до 31 марта 2023 года.

Также трижды за год обновлялись справочники автозапчастей, по которым рассчитывают суммы компенсаций по ОСАГО. В последние годы цены значительно стали выше. Кроме того, с 11 сентября в эти документы были включены аналоги деталей, выпускаемыми не оригинальными концернами, а другими компаниями. С учетом санкций страховщики станут учитывать цены на аналоги, если оригинальная деталь попросту отсутствует на рынке. Также цены на аналоги деталей будут учитываться при выборе владельцем автомобиля «натурального регулирования» — то есть при согласии отремонтировать машину в сервисе за счет компании, а не за деньги страховой.

Теперь автовладельцам не нужно уведомлять страховую об изменении госномера машины, поскольку компания сама получит данные из определенной системы. А вот при продаже автомобиля, напротив, водитель должен сообщить в страховую в пиьсменном виде. Ранее так делали только в случае желания вернуть деньги за оплаченный страховой сервис.

Если раньше при ДТП участники аварии должны были фиксировать ФИО и контакты свидетелей, чтобы в случае спорных ситуаций их можно было вызвать для своей защиты в ГИБДД. Как правило, прохожие и другие водители отказываются, не желая тратить личное время. Теперь в бланке о ДТП графа о данных очевидцев отсутсвует, поскольку страховые компании будут по просьбе пострадавшего участника аварии выдавать результаты независимой технической экспертизы. Ранее подобный осмотр также осуществлялся, но только после того, как человек напишет заявление.

Что касается регионального коэффициента тарифа, то страховщики пришли к заключению, что место жительства на степень риска влияет мало, поэтому его планируют отменить. Гораздо большее значение будет иметь личность водителя.

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту, поскольку процент аварий по причине неисправного состояния машин не так уж велик (0,1% по данным ГИБДД). Кроме того, в России не так исправно работают пункты техосмотров.

В то же время страховые компании теперь имеют право выдавать дороже полисы тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. То есть несмотря на послабления, процедура остается обязательной. Причем штраф за авто, которое не прошло осмотр, может достигнуть 2000 рублей (ранее платить нужно было 800 рублей максимум). И выписывать его могут камеры.


Новости партнеров


Новости СМИ2