Положившие душу свою за друзей своих: 9 мая Церковь поминает усопших воинов

Положившие душу свою за друзей своих: как в РПЦ поминают усопших воинов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Русская православная церковь 9 мая молится об отдавших свою жизнь на полях сражений.

Русская православная церковь 9 мая (26 апреля по старому стилю) совершает особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В богословии основанием почитания их подвига являются слова Христа «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15 глава Евангелия от Иоанна). Павшие на фронте защитники последовали примеру Иисуса, который пошел на жертву ради человечества, и подарили будущее соотечественникам.

История возникновения традиции

Русская православная церковь (РПЦ) издавна духовно благословляла и наставляла воинов на служение Родины — молитва помогала поддерживать боевой дух в тяжелых условиях средневековых войн. В XVIII веке эта поддержка приобрела новый статус.

Реформа Петра I

Комплекс реформ, проведенных Петром I в период 1701–1722 годов, стал знаковым этапом развития взаимоотношений церкви и армии. Нововведения императора были направлены на снижение влияния и независимости РПЦ, усиление контроля над ее финансами. Дело в том, что раньше Патриарх имел не меньшую чем сам Петр силу влияния на людей, а это не вписывалось в абсолютистскую государственную модель.

Поэтому фактически была ликвидирована должность главы Православной Церкви, а также утвержден новый высший церковный орган — Святейший правительствующий Синод или Духовная Коллегия.

В связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви (за исключением священнослужителей и их семей) усилилась численность армии — в штатах воинских частей появились священники. Корпус военных священников стал частью российской армии и флота.

Полковые священнослужители не уступали в смелости и доблести воинам «вне рясы». Они помогали не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов.

Священники в Великую Отечественную войну

После революции 1917 года были репрессированы тысячи священников, уничтожались храмы, запрещались богослужения. Но с началом Великой Отечественной войны рядом с воинами снова оказались священнослужители.

Свою позицию Русская православная церковь четко обозначила: 22 июня 1941 года ее глава, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором подчеркнул, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Он отметил, что «фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали», постигнет та же участь, что и других захватчиков, когда-то вторгавшихся в Россию.

Так, 26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.

В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты. Кроме того, много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.

День Победы

День Победы — 9 мая 1945 года — пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей радостное ожидание светлого праздника усиливалось радостью долгожданной Победы. С окончанием Великой войны верующие не забыли о молитвенном поминовении усопших воинов — защитников Отечества. Так, Архиерейский Собор Русской православной церкви (29 ноября — 4 декабря 1994 года) установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение не только усопших воинов, но всех пострадавших в 1941–1945 годах.

Поминовение усопших 9 мая 2025 года

В 2025 году героев, отдавших жизни на фронте, традиционно будут поминать 9 мая. В этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне.

При этом возносится сугубая молитва конкретно за ее воинов-участников. Все бойцы, погибшие в других военных действиях (Первой мировой, Гражданской, в войнах новейшего времени), поминаются во время остальных нарочитых дней заупокойного поминовения (наряду с другими усопшими).

Православное отношение к войне и воинскому служению

Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать все время земного существования человечества. Это подтверждает 24 глава Евангелия от Матфея: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец».

В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения и нарушение верности Богу. Война — возмездие народу за грехи, но если верующие верны Иисусу Христу, и против них выступали враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля.

Смиренное осознание своих сил и вклада в победу подается в Писании как единственно правильное для верующего воина: «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (3 глава первой книги Маккавейской). Это относится и к каждому солдату, ведь Бог сохраняет верных Ему: «во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча» (5 глава книги Иова).

Однако стоит подчеркнуть, что Писание в притчах Соломона 24:17–18 учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства. Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не впустить зло в свое сердце.