Казаться, а не быть: Как Instagram влияет на женскую самооценку?
Фото: Depositphotos / Photo_life
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Фотографии красивых людей и люксового образа жизни в социальных сетях часто не мотивируют женщин, а наоборот, бьют по их самооценке. Как бороться с негативным влиянием?
Как часто вы задумывались о том, что завидуете блогерам из своей ленты в той или иной социальной сети? Признайтесь, иногда это бывает. Просматривая сотни фотографий и видео в день, мы задаемся вопросом: почему они живут так красиво и такие красивые, а я нет?
Ученые из австралийского Университета Нового Южного Уэльса (UNSW Sydney) провели социологическое исследование и выяснили, что Facebook, Instagram и другие социальные сети стали одной из главных причин недовольства собой у молодых женщин. Они постоянно сравнивают себя с идеальными сэлфи популярных блогеров. Далеко не все понимают, что красота лидеров мнений связана не только с внешними данными, но и с качественным фотошопом лица в специальных приложениях на смартфонах. А тот образ жизни, который транслируют блогеры в своих аккаунтах — это лишь антураж и «театр», чтобы не терять охваты и внимание аудитории.
Дисморфофобия XXI века: Почему маски и фильтры в Instagram так популярны?
После появления функции stories в Instagram, которая ранее была основой приложения Snapchat, пользователи социальной сети смогли создавать и использовать виртуальные маски, корректирующие внешность. С их помощью можно не только «сделать» макияж одним касанием пальца, но и изменить цвет глаз, лица, форму носа, подбородка и увеличить губы. Даже те девушки, которые изначально обладают привлекательной внешностью и прибегали к помощи косметолога или пластического хирурга, грешат использованием фильтров и масок в stories.
Психологи относят использование Instagram-масок и фильтров к формам модификации своего тела. Корни популярности нативного фотошопа лежат в современной моде на внешность. И не важно, сексуальное тело у девушки или нет, важно просто иметь то, что можно показать публике и вызвать восторг. В наши дни тело и лицо модно выставлять на всеобщее обозрение. Именитые модные дома популяризируют смелые и открытые фасоны одежды. Косметические бренды и ведущие визажисты еще несколько лет назад пропагандировали использование максимального количества косметики на лице. Тушью, тональным кремом и пудрой уже было не обойтись. В ход обязательно должны были идти основы под макияж, разные виды корректоров, карандашей и кистей. После появления масок и фильтров в Instagram-stories стало намного проще: для фото или видео достаточно наложить маску на лицо, а не тонну косметики. Сейчас тренд почти ушел, в моду вошел уход за кожей и естественная красота.
Станислава Зарудная
Психолог— Когда мы не соответствуем моде, а в данном случае моде на внешность, возникает чувство стыда. Это социальное чувство, а значит мы с ним не рождаемся. Этот же социум нам его навязал. Стыд возникает там, где мы даем себе негативную оценку или ее дают другие. А вот быть плохим (в данном случае выглядеть не идеально — Прим.ред.), как мы знаем с детства, не хорошо. И мы вынуждены избавляться от него, теми способами, которые нам постоянно рекламируют и транслируют со всех медиаустройств.
Появление большого количества масок с эффектом пластики лица лишь говорит о том, что на них есть спрос. Многие люди недовольны своей внешностью, они хотят скрыть существующие недостатки. В некоторых случаях это мелкие дефекты, которым придается слишком большое значение. Психиатры и психологи отметили рост числа страдающих дисморфофобией за последние 20 лет, включенной в Международную классификацию болезней. Ей страдает 14% людей на планете, поделилась данными клинический психолог Люция Сулейманова с Дни.ру. Это психическое расстройство несет в себе боязнь незначительных физических недостатков или особенностей тела. Другие люди могут этого не замечать, но дисморфофоб думает об изъяне все время. Чаще всего эти страхи необоснованны. Расстройство нарушает качество жизни, препятствует общению с окружающими и даже может наталкивать на суицидальные мысли.
Станислова Зарудная
Психолог— Instagram и любые другие социальные сети, наводненные одновременно нативной и агрессивной рекламой блогеров — идеальные площадки для взращивания неврозов и зарабатывания на них денег.
Маски, фильтры и фотошоп становятся волшебным и быстрым средством в погоне за совершенством. Из-за этого растет разрыв между реальностью и ложью, отметила Станислава Зарудная. Чем больше разница между идеальным «я» и действительностью, тем больше неудовлетворенности в себе возникает у девушки. Страдает самооценка и нарастает тревога.
В погоне за совершенством: Как реклама в Instagram втягивает в гонку за красотой?
В 2014-м компания Facebook решил превратить Instagram в новую площадку для рекламодателей. Сначала реклама появилась у пользователей из США, Великобритании, Канады и Австралии. Спустя два года запустили бизнес-инструменты, с помощью которых можно проводить аналитику, продвигать публикации в виде рекламы. Уже в марте 2017-го в Instagram появился один миллион рекламодателей по всему миру. В конечном итоге приложение превратилось в своеобразный маркетплейс: продавцы смогли не только давать ссылки на товары, но и указывать цены прямо в публикациях и продавать товары через Instagram. Это оказалось намного выгоднее, чем давать рекламу в печатную прессу и на телевидение. Ведь алгоритмы подстроят все так, что ее увидят именно миллионы потенциальных покупателей, а не простых телезрителей, которых это не интересует.
Сначала пользователи были недовольны тем, что через каждые 4-5 публикации появляется рекламный пост. Мало было навязчивой рекламы от блогеров? После появления Instagram-stories, реклама появилась и там. С помощью бизнес-инструментов рекламодатель может выбирать, какой аудитории советовать свой товар. Именно навязчивая реклама и аналитика может стать причиной пониженной самооценки пользователей. Приложение видит, на кого вы подписаны и понимает, какой товар вам предложить.
В годы бурного развития рекламы в приложении предприимчивым продавцам удалось сделать культовыми простые товары, которые были всегда, но на них не обращали должного внимания. Например, деревянные щетки для тела с натуральным ворсом. Благодаря Instagram продукт стал абсолютным маст-хэвом в ванной каждой девушки, которая следит за собой. С чем они борются? С отеками и целлюлитом, которые наверняка у вас были, но раньше вы об этом не думали. И теперь это одна из ваших главных проблем в погоне за красотой.
Еще один первопроходец Instagram-косметики — «суперкапли». Они стали популярны благодаря блогерам, певицам, актрисам и другим знаменитостям. Российские красавицы утверждали, что своей безупречной внешностью обязаны именно этому средству. Добавка улучшает цвет и состояние кожи лица, которое буквально «расцветет». Также положительно влияет на иммунитет и работоспособность. Портал Peopletalk провел эксперимент с чудо-каплями и выяснил, что никаких значительных изменений, которые обещает бренд, с организмом не происходит. Да, в состав продукта входят полезные вещества, но они не способны «довести» состояние человека до совершенства. Что же это было? Маркетинг. Какие проблемы появились? Вашей тусклой коже не помогают даже «чудодейственные» средства.
Среди главных косметических продуктов Instagram долгое время на пике популярности были кофейные скрабы для тела. В их составе не было ничего специфического: кофейный гоммаж и масла. Девушки и раньше использовали молотый кофе для очищения кожи, а после появления нескольких российских брендов в Instagram, он стал популярным продуктом.
Губки как у блогера: Как процветает нелегальная косметология?
Последнее десятилетие уколы красоты стали настолько популярны, что походом к косметологу уже никого не удивишь. Насмотревшись на девушек с кукольными пухлыми губами в Instagram, их подписчицы хотят такие же. Цены на процедуры по увеличению губ начинаются от 18 тысяч рублей в клиниках и салонах красоты с сертифицированными препаратами. Для некоторых эта сумма может быть неподъемной и поэтому, попавшись на удочку рекламы увеличения губ со скидкой, девушки могут совершить большую ошибку.
В индустрии красоты неумолимо растет число дилетантов, которые без высшего медицинского образования проводят косметологические процедуры. Они оказывают услуги на дому не сертифицированными, либо некачественными препаратами. Часто девушки, которые хотят сэкономить на процедурах, обращаются именно к таким «специалистам». Исправляют «творчество» самоучек, конечно, уже настоящие профессионалы, выкачивая некачественный препарат за немаленькие деньги. Многие косметологи даже отказываются браться за такую работу, чтобы не сделать еще хуже клиенту. Человек, который решает сделать процедуры на дому, не сможет получить компенсацию в случае некачественного оказания услуг, предупредила косметолог Ольга Нечаева. Домашние косметологи не подписывают договоры со своими клиентами, а доказать факт, что процедура была выполнена некачественно — очень сложно. Дилетант может заявить в суде, что его уговорили провести процедуру за чашкой чая, то есть, подстрекали.
Ольга Нечаева
Косметолог— В клиниках есть сертификаты на препараты, а на дому часто попадаются дешевые филлеры и серый материал. Я уже не говорю о китайских и корейских подделках. Самое печальное, когда девушка куда-то сходила, сделала губы за пять тысяч рублей, а потом просит меня их исправить. Я никогда не буду этого делать, потому что введен плохой филлер, который может мигрировать или вообще, спровоцировать некроз тканей. Дешевый материал — силиконовые подушки за пять тысяч рублей — их приходится вырезать хирургическим путем.
Пациенты, которые хотят увеличить губы дешевле, провоцируют рынок нелегальных процедур и несертифицированных препаратов. Филлеры заказывают даже на Aliexpress. Недобросовестные косметологи предлагают услуги за более низкую цену. Например, вместо пяти миллилитров материала во время проведения процедуры мезотерапии, вводят всего один и делят флакончик на несколько человек. В косметологии есть закон: одна игла — один человек. Процедуру предлагают и за 700 рублей, но с такими низкими дозировками в конечном итоге пациент выкладывает столько же, сколько заплатил бы один раз во время похода в хорошую клинику.
Проблема лже-косметологов и модификаций в погоне за красотой, навеянной социальными сетями, существует по всему миру. В Великобритании на дилетантство и чрезмерное использование уколов красоты обратила внимания группа депутатов из Всепартийной парламентской группы по красоте, эстетике и благополучию, сообщили Sky News. Они призывают взять под контроль нехирургические косметические процедуры, включая микроиглы, филлеры и услуги с применением лазера. Группа планирует добиться, чтобы препараты полагались клиенту только по рецепту врача, а процедуру могли проводить косметологи с надлежащей квалификацией. Пока что проводить процедуры может любой человек даже без медицинского образования. Еще одна инициатива Всепартийной парламентской группы — ограничить рекламу инъекций красоты. Навязчивая реклама косметологов в Instagram побуждает девушек делать некачественные процедуры, в том числе и несовершеннолетним.
Чтобы не стать жертвой некомпетентных специалистов и перестать корить себя за то, что вы не такая, как девушки из Instagram, психолог Станиславна Зарудная советует понять, что стандарты красоты навязываются. И отнюдь не для того, чтобы сделать мир прекрасным. Не стоить вступать в погоню за совершенством и углубляться в нее настолько, что в конечном итоге вы окажетесь на столе пластического хирурга. Девушка или женщина не должна чувствовать себя пострадавшей от негативного влияния социальных сетей, ведь в жизни, итак очень много сложностей. Культивирование недостатков и попытки их исправить — большая ошибка.
Станислава Зарудная
Психолог— Вы должны знать свои сильные стороны и качества. Тогда в вашей жизни появится внутренняя опора. Нет ничего идеального — это иллюзия. Нужно работать над теми качествами, которые вы считаете своими преимуществами, взращивать слабые. И пусть это будут те качества, которые не увядают с возрастом, что вы никогда не потеряете. Те, что формируют личность, а не мейнстрим-персонажа.
Чтобы не убивать свою самооценку, следует отбросить стереотипы восприятия и понимать, что нельзя быть воплощением клише. Клишированность убивает в человеке личность, стереотипность отбирает индивидуальность. Чрезмерные бодимодификации делают вас частью толпы. Важно начать принимать себя: понять свою индивидуальность, смириться с недостатками и проработать сильные стороны. Внутреннее наполнение человека намного важнее, чем внешние данные. Конечно, трудно поспорить, что встречают по одежке и внешнему виду, но провожают всегда по уму. Уверенность в себе и способность ценить себя, отражается в глазах, а это не приобрести с помощью уколов красоты и масок в Instagram.