Как менялись тренды YouTube: От сайта для друзей до главного «телевизора» в мире
Фото: YouTube / LABELCOM
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Самый популярный видеохостинг в мире начал работать в 2005-м как сайт для любительских видеороликов. Сегодня YouTube сравнивают с телевизором, где количество каналов давно перевалило за миллион.
По меркам существования интернета YouTube — подросток. Группа энтузиастов создала сайт в 2005-м. По рассказам авторов, идея YouTubе им пришла на Супербоуле: во время перерыва Джастин Тимберлейк случайно обнажил грудь Джанет Джексон. По телевидению этот момент увидели лишь зрители трансляции — в эфире момент не повторили, в интернете ролик было не найти.
Первым видео на YouTube стал любительский ролик, который один из создателей Джавед Карим записал в зоопарке Сан-Диего.
В первом видео на YouTube Джавед рассказывает о слонах, которых увидел в зоопарке. Видео: YouTube / jawed
Сайт довольно быстро приобрел популярность: туда загружали нелицензионную музыку и видео. В поисках бесплатного контента на YouTube зарегистрировались 25 миллионов человек. Некоторые из них снимали и добавляли собственные видео: каверы известных песен, шуточные репортажи из ванны, танцевальные ролики.
2005-2007: Собственные звезды на YouTube
У YouTube был большой потенциал, который заметили сотрудники Google. Их привлекла возможность создавать собственное телевидение, где телепередачи создавали обычные люди, а не обласканные популярностью лица с экрана. В 2006-м Google купил YouTube за 1,65 миллиарда долларов и начал развитие сервиса.
Во-первых, компания сделала ставку на молодых артистов. С помощью YouTube стал популярен Джастин Бибер — его мама загружала любительские записи сына на сайт. Пользователи подписывались на Бибера, и в какой-то момент он стал одним из самых популярных на YouTube. Джастина пригласили в продюсерский центр рэпера Ашера, где молодой артист подписал свой первый контракт. В тот момент Google отказывался от нелегального контента на YouTube и привлекал на сайт уже состоявшихся звезд, чтобы те за отдельную плату публиковали эксклюзивные работы.
Во-вторых, YouTube адаптировали под разные страны. Уже в 2007-м появилась русская версия портала, где малоизвестные артисты публиковали свои ролики. Одним из первопроходцев YouTube в России был Петр Налич.
Первую песню Guitar Петр Налич написал сам. Видео: YouTube / Музыкальный коллектив Петра Налича
В отличие от известного на весь мир Бибера, Петр достиг успеха на платформе только в России. Поехал на «Евровидение», выступал на телевидении. В тот момент YouTube был этаким «местечковым» сайтом для пользователей интернета. Речи о том, что видеохостинг заменит телевидение целому поколению, не было.
2009-2013: Повседневная жизнь и скетчи
Первые блогеры на YouTube снимали все, что видели: завтрак, поход в школу или на работу, путешествие по соседней улице, походы в кино с друзьями… На сайте развился жанр «видеоблог» (сокращенно «влог»), где пользователь снимал себя на камеру телефона или экшн-камеру GoPro. Чаще влоги снимали подростки: отсутствие красивой картинки и искренность человека в камере подкупали зрителей. Так блогер российского происхождения Соня Есьман снимала себя в Канаде, куда эмигрировала с семьей. Видео Сони набирали по два-три миллиона просмотров, что в 2013-м было хорошим числом для пользователя. Со временем Соня ушла с YouTube и построила карьеру модели в США. Похожий путь прошли геймер Феликс Чельберг (известный как PewDiePie), снимающая видео о женских стереотипах Дженна Марблс и индианка со смешной семьей Лили Сингх. Сегодня они — популярные звезды, которые могут не работать и даже не снимать видео до пожилого возраста.
Люди постарше наблюдали за американцем из бедной семьи Кейси Нейстатом, который открыл формат «влоги каждый день». По приезде в Нью-Йорк Кейси работал курьером. На вырученные деньги Нейстат купил камеру и неплохой компьютер. Он снимал путешествия и монтировал видео в режиме нон-стоп несколько лет. На Нейстата подписались 12 миллионов человек, его видео собирали десятки миллионов просмотров. Для контента Нейстат ездил на сноуборде по улицам Нью-Йорка, поднимался на вершину горы Килиманджаро, ел гигантские бургеры. Компания Nike отправила блогера в путешествие за свой счет: от Кейси требовалось только прорекламировать новый фитнес-браслет компании.
Самое популярное видео на канале Кейси — обзор места в первом классе самолета в Дубаи. Ролик посмотрели почти 76 миллионов раз. Видео: YouTube / CaseyNeistat
Позже бренды переймут опыт Nike и займутся организацией поездок блогеров для продвижения новых продуктов. Успех на YouTube помог блогеру решиться на собственный бизнес. Кейси стал соучредителем социальной сети Beme и в 2016-м объявил о закрытии канала. Манерой съемки вдохновились многие блогеры, например путешественник Антон Птушкин.
В то время в России тоже появились блогеры. В 2010-м Максим Голополосов снял первую реакцию на любительские ролики, найденные на YouTube. Проект назвали «+100500», позже права на показ выкупили некоторые телеканалы. В сети ролики набирали по 13-15 миллионов просмотров. Шоу продолжается и сегодня, но былых цифр уже не достичь. Зато Макс занялся подкастами, где беседует с популярными в интернете людьми. Скетчи снимали такие блогеры, как Катя Клэп, Руслан Усачев, Данила Поперечный, группа «ХЛЕБ» (тогда их проект назывался «ЧТОЗАШОУ»). Со временем блогеры придумали новые форматы для каналов.
Музыканты, известные лишь по телеэкранам, пришли на YouTube в то же время. Клипы публиковали Рианна, Бритни Спирс, Эминем и другие знаменитости. Но самым популярным долгое время оставался кореец PSY, который запустил вирусный танец под песню Gangnam Style. Видео посмотрели более четырех миллиардов раз.
После выхода видео Министерство культуры и туризма Южной Кореи пригласило PSY сняться в серии роликов. Певец рассказывал о достопримечательностях Южной Кореи. Видео: YouTube / officialpsy
2014-2017: Музыкальные клипы и телешоу
В 2012-м YouTube обратил внимание на телепроекты, чтобы повысить вовлеченность среди аудитории в возрасте от 25 до 40 лет. Тогда же объявили, что в рекомендации с большей вероятностью попадет видео с большей длительностью ролика. YouTube стал все больше напоминать кабельное телевидение. Во-первых, на платформе активно развивались знаменитости. Во вкладку «Популярное» попадали как музыкальные клипы ветеранов шоу-бизнеса, так и работы малоизвестных артистов. Певец Абель Тесфайе, широко известный как The Weeknd, в 2015-м загрузил на YouTube клип к песне The Hills. За несколько часов музыкальное видео попало в тренды YouTube. К 2021-му клип посмотрели 1,7 миллиарда раз. В то же время The Weeknd не остановился: на YouTube появились видео I Can’t Feel My Face и Earned It. В эфиры музыкальных каналов клипы попали позже, так что преданные фанаты артиста смотрели премьеры в интернете.
В то же время на YouTube пришли популярные ведущие вечерних шоу США и Европы. Например, телеведущий Джимми Фэллон приглашал в студию интернет-звезд, потому что отрицать их популярность было бессмысленно. Певица Ариана Гранде, прославившаяся с помощью YouTube, в эфире у Джимми пародировала манеру исполнения Бритни Спирс и Кристины Агилеры. А стендап-комик Кевин Харт катался с ведущим на американских горках. Телеэфиры сразу же публиковали на YouTube, чтобы не потерять интернет-аудиторию.
В эфире Ариана Гранде исполняла хиты голосами Бритни Спирс, Кристины Агилеры и Селин Дион. Видео: YouTube / The Tonight Show Starring Jimmy Fallon
Зарубежный опыт переняли создатели вечернего шоу Ивана Урганта. Ведущий приглашал рэперов, комиков и артистов из интернета и так заслужил доверие миллионов пользователей. Ведущий проводил эфиры с рэпером Oxxxymiron, приглашал выступить Хаски, ЛСП и Монеточку. Новогодние шоу Ивана Урганта превратились в современный вариант «Голубого огонька» — его смотрели уже молодые пользователи, поклонники независимой музыки из VK и SoundCloud. В какой-то момент Иван Ургант даже высмеял сам себя: на канале появился скетч, где персонаж говорит ведущему: «Завтра в интернете посмотрю».
2017-2020: Интервью, новости и детский контент
В 2017-м журналист Юрий Дудь выпустил большое интервью с рэпером и главой объединения Gazgolder Бастой, и сильно повлиял на тренды российского YouTube. Смелые вопросы о заработках и устройстве процветающего музыкального бизнеса заинтересовали пользователей. Это интервью посмотрели десять миллионов раз. Следующий выпуск с рэпером Леваном Горозия, известным как L’One, посмотрели уже в два раза меньше: 4,6 миллиона раз. Леван рассказывал об отношениях с командой Black Star, откуда Горозия со скандалом ушел несколько лет назад,
Повторить успех Юрия Дудя пытались и пытаются многие. На YouTube появились сотни каналов начинающих и профессиональных интервьюеров, которые беседуют со звездами TikTok, представителями разных профессий, даже с обычными людьми. В числе популярных интервьюеров чаще называют журналистов Ирину Шихман, Алексея Пивоварова, телеведущую Ксению Собчак, писательницу Галину Юзефович. Разговорные каналы открыли даже звезды: так певица Валерия, актер Вячеслав Манучаров, актриса Агата Муцениеце, телеведущая Светлана Бондарчук, юморист Азамат Мусагалиев и даже писатель Дмитрий Быков беседуют с людьми из мира шоу-бизнеса на камеру.
Самыми популярными интервью на YouTube остаются видео журнала Vanity Fair. В четырех сериях Билли Айлиш отвечает на одни и те же вопросы с разницей в год. Выпуск 2019-го набрал 48 миллионов просмотров. Видео: YouTube / Vanity Fair
Такая серьезность начинает утомлять. На помощь приходят телешоу, адаптированные под формат интернета. Одно из таких — проект канала LABELCOM «Что было дальше?». Известные на ТВ Нурлан Сабуров, Алексей Щербаков (участвуют в программе «Stand-Up на ТНТ»), Тамби Масаев, Илья Макаров, Рустам Саидахмедов (участники программы «Comedy Баттл») и Эмир Кашоков (автор сценариев для программ) приглашают в студию знаменитостей, чтобы те рассказали интересную историю из жизни. Кульминацию гость не рассказывает, а предоставляет комикам возможность закончить историю. Каждый выпуск набирает десятки миллионов просмотров, но не благодаря интересным историям.
Каждый выпуск — стресс-проверка для знаменитого гостя, где он отбивается от часто обидных шуток участников. Иногда это превращается в настоящее шоу — как, например, выпуск с Никитой Джигурдой, где последний разговаривал с вибрациями в голосе. Иногда выходит совсем неудачно, как в выпуске с Гариком Мартиросяном, который прошел на уважительных тонах.
Но даже канал LABELCOM по просмотрам побьют несколько детских каналов. Зашкаливающее число просмотров у мультфильма «Маша и Медведь» объясняют просто: родители по всему миру включают детям мультсериал, а те смотрят его без остановки.
Эпизод «Маша плюс каша» посмотрели четыре с половиной миллиарда раз. Видео: YouTube / Get Movies
Так становятся популярны не только мультфильмы, но и детские распаковки и влоги. По оценке Forbes, в 2020-м восьмилетний Райн Каджи заработал 26 миллионов долларов. У него больше 30 миллионов подписчиков и своя линия игрушек.
YouTube заинтересовались рекламодатели. Популярным блогерам предлагали за упоминание в ролике годовую зарплату офисного работника. Конкуренция за большие деньги растет: многие блогеры, известные неповторимым контентом в виде опасных путешествий, розыгрышей и разговоров на любые темы, меняют свой контент на более «безопасный». Дело в том, что бренды предлагают рекламу тем, кто демонстрирует семейные ценности и несет в сеть только добро и позитив. В дело включается и сам YouTube: система алгоритмов отправляет в тень некоторых блогеров, а у «опасных» по мнению модераторов тем снимает монетизацию.
«YouTube называет это сбоем в системе, но что за чертов сбой? Они говорят нам, что наши видео не скрыты, но почему тогда ни одно из наших видео не появляется в рекомендациях? » — спрашивает Дэнни Филиппу, автор канала с розыгрышами.
Дэнни и другие блогеры называют это время «закатом YouTube». По их мнению, корпорация-хозяйка отказалась от самобытных блогеров из разных уголков мира в пользу интервью, новостей и вечерних шоу. Чего стоят нововведения платформы: сервис Originals, в котором появляются высокобюджетные сериалы с блогерами и актерами в главной роли. Originals доступен только в подписке YouTube Premium — и так сайт превращается в аналог платного телевидения.
2021: Беззвучные влоги из дома и прогулки в высоком качестве
2020-й и 2021-й для YouTube-блогеров прошли не так уж и радостно: ситуация с алгоритмами ухудшалась, подписки пропадали. В итоге некогда звезды платформы записывали гневные обращения к руководству сайта. Феликс Чельберг опубликовал видео, где наглядно показал снижение количества зрителей. 30% трафика приходили к Феликсу из «предложки», но после обновления алгоритма это число составило меньше 1%. Кьельберг в шутку пригрозил удалением канала. В ответ YouTube заявил, что алгоритмы не изменились, хотя сам же оперировал лишь данными о количестве подписчиков. Добавьте к этому возрастающую популярность TikTok и других социальных сетей. В итоге интернет-звезды начали уходить с YouTube, который сделал их когда-то популярными.
Пандемия перевернула мир YouTube. Пока весь мир соблюдал карантин и не выходил из дома, платформу наводнили домашние видео. Чтобы не сойти с ума от одиночества, некоторые оборудовали дома настоящую студию и рассказывали новости. Появились уютные подкасты, где люди делятся знаниями в одной комнате.
В разгар самоизоляции пользователи снимали весь свой день под умиротворяющую музыку. Видео: YouTube / Bayoona
Кто-то не стал задумываться над просвещением и просто снимал собственную уборку, кто-то — показывал, как готовит ужин. В этом плане YouTube вернулся к истокам, когда пользователи делились домашним контентом. Вот только качество съемки изменилось: профессиональные «домашние» ютьюберы используют профессиональные камеры, ставят штативы и свет, подбирают музыкальное сопровождение.
С запретом путешествий на YouTube появились каналы, где энтузиасты снимают собственные прогулки в формате 4K. Зритель может прогуляться по улочкам Сеула, Сингапура, Берлина или Токио, не выходя из дома. Авторы видео даже не добавляют звук на видео, а оставляют шум улицы для большей вовлеченности. Качественно, ярко, красиво — но не душевно.
Видеопрогулку по дождливому Нью-Йорку посмотрели более десяти миллионов раз. Видео: Nomadic Ambience
Разнообразие контента, приход телевидения и старания YouTube охватить все категории населения начало надоедать. Чтобы сохранить покидающую сайт аудиторию и привлечь новую, сервис адаптировали под смартфоны, сделали сервис коротких видео, позвали звезд. YouTube сильно изменился за 16 лет. И как говорят создатели, никто не знает, что с ним станет в будущем.