Тайна Моны Лизы: Как картина да Винчи получила мировую известность?

Тайна Моны Лизы: Как картина да Винчи получила мировую известность?

Фото: www.globallookpress.com / Russian Look

В 1911 году «Джоконду» пытались украсть. Благодаря этому случаю о картине Леонардо да Винчи узнала вся Европа.

Сегодня «Мона Лиза» — самое известное произведение искусства в мире. Миллионы ломают голову, что означает загадочная улыбка неизвестной дамы из Флоренции. Интересно, что картина стала популярной только в XX веке, когда весь мир узнал о ее исчезновении. 5-tv.ru рассказывает, как случившееся прославило «Мону Лизу» и почему кража этого произведения искусства — пример идеального пиар-хода.

Время, когда Мона Лиза была неизвестна

Первое упоминание о картине датируется 1517 годом, когда Леонардо да Винчи в собственной мастерской показал кардиналу Луи Арагонскому картину «неизвестной флорентийской дамы». По мнению биографа Джорджо Вазари, да Винчи писал портрет женщины четыре года. Эксперты в области искусства отмечали поразительное умение Леонардо да Винчи отмечать физические особенности человека — такие, как естественный румянец кожи или пульсирующие венки.

«Мона Лиза» попала в Лувр после Французской революции. Фото: www.globallookpress.com / Mary Evans Picture Library

Покидая Италию, да Винчи увез с собой несколько картин, в числе которых была «Мона Лиза». Художник оставил картину своему ученику, Салаи. После смерти ученика картина осталась его наследникам. Король Франциск I купил «Мону Лизу» у детей Салаи и перевез в замок Фонтенбло во Франции. В Фонтенбло картина оставалась хранилась больше ста лет, пока Людовик XIV не перевез ее в Версальский дворец.

Во время Французской революции «Мону Лизу» конфисковали для первого публичного музея Лувра. Так картина стала одним из самых ценных экспонатов музея, пока в 1800-м ее не изъял Наполеон. Бонапарт повесил «Мону Лизу» в одной из спален дворца. Когда Наполеон стал императором Франции, он вернул картину Лувру. В музее портрет флорентийской дамы пробыл до 1911-го.

Самая известная кража предмета искусства в XX веке

21 августа 1911-го неизвестный пробрался в зал ренессанса музея Лувр. Ночью мужчина вышел из укрытия и направился к картине. Он снял «Мону Лизу» со стены, вынул ее из рамы и утром незаметно покинул музей с вместе работниками. В то время Лувр был закрыт на техническое обслуживание, поэтому охрана не придала значения выходящему из здания человеку.

На следующий день один из туристов решил посетить музей, чтобы увидеть несколько картин. На месте «Моны Лизы» он увидел лишь четыре гвоздя. Посетитель обратился к охране музея с вопросом: почему «Мону Лизу» сегодня не выставляют?

После пропажи на месте «Моны Лизы» обнаружили лишь четыре гвоздя. Фото: www.globallookpress.com / Mary Evans Picture Library

Сотрудники музея в первую очередь проверили документацию — возможно, картину позаимствовали для съемки в путеводителях и рекламных брошюрах. Рекламные агентства часто договаривались с Лувром, чтобы использовать экспонаты музея для рекламных целей в сфере туризма. Прошло несколько часов, прежде чем охрана поняла, что картина да Винчи пропала бесследно. Лувр закрыли для посещения, а полиция начала расследование о пропаже. Сотрудников, которые отвечали за сохранность экспозиции, допросили.

Расследование пропажи «Моны Лизы»

Полиция опубликовала снимки подлинной «Моны Лизы» спустя сутки после новости об исчезновении и распространила по городу. На улицах Парижа появилось более шести тысяч изображений, чтобы каждый запомнил облик картины. Кроме того, по имеющимся снимкам полиции было легче найти шедевр мирового искусства — «Мону Лизу» невозможно подделать из-за естественных трещин, которые появились на полотне за пять веков существования. Первые полосы французских газет заполнились громкими заголовками о пропаже картины. Европейские издания тоже обратили внимание на исчезновение «Моны Лизы», ведь за время поисков картину уже могли вывезти из страны. В газетах появились материалы, как Леонардо да Винчи создавал портрет дамы и множество теорий о женщине, которая позировала художнику. Журналисты называли случившееся «стихийным бедствием» и беспокоились за судьбу портрета флорентийской дамы. Искусствоведы переживали не меньше: если вор не будет осторожен с транспортировкой картины, то «Мона Лиза» может быть испорчена или вовсе уничтожена. Скандал, возникший вокруг малоизвестной картины, разрастался, и уже каждый житель Европы знал о случившемся в главном музее Франции.

Полиция начала составлять список подозреваемых и опросила множество людей, которые имели доступ к залу ренессанса и картине.

Пабло Пикассо украл «Мону Лизу»?

Одним из главных подозреваемых был французский поэт Гийом Аполлинер. Его видели в Лувре за несколько дней до пропажи картины. В то время Аполлинер общался с мошенником Жери Пьеро, который воровал из Лувра не самые известные экспонаты и дарил или продавал их представителям искусства. Когда шумиха с «Моной Лизой» дошла до Пьеро, он в страхе сообщил в газеты, что у Аполлинера дома есть несколько музейных статуэток.

Жери Пьеро имел дела не только с Аполлинером, но и с его близким другом, художником Пабло Пикассо. Полиция всерьез рассматривала версию, что именно кубист украл «Мону Лизу». Аполлинер и Пикассо поспешили избавиться от приобретенных через контрабандиста статуй, но так и не уничтожили экспонаты. Они явились с повинной в одну из французских газет. В итоге Пикассо избежал обвинений в незаконном владении произведениями искусства, а Аполлинер провел в тюрьме пять дней.

Вторая «Мона Лиза»

«Мону Лизу» искали два года. В это время газетам стало известно о Хью Блейкере — коллекционере, который недавно приобрел портрет неизвестной дамы из Флоренции. В деле появилась зацепка, которая в итоге не подтвердилась. Портрет был похож на пропавший из Лувра, но явно отличался от оригинала: лицо дамы было моложе, чем у Джоконды, а картина была шире из-за колонн на заднем плане. У картины из Лувра таких колонн не было. Выходит, купленная коллекционером картина — копия?

Слева — «Айзелуортская Мона Лиза», справа — «Мона Лиза», которую можно увидеть в Лувре. Фото: www.globallookpress.com

Хью Блейкер рассказал, что приобрел картину в одной из усадеб графства Сомерсет. Портрет прозвали «Айзелуортской Моной Лизой» в честь района, где расположена студия Блейкера. После смерти коллекционера полотно приобрел искусствовед Генри Пулитцер. Он был уверен, что его «Мона Лиза» — как раз портрет той самой флорентийской дамы, а картина в Лувре — лишь позже написанное мастером произведение. В 1975-м «Айзелуортская Мона Лиза» была помещена в швейцарский сейф. Права на картину разделили несколько бизнесменов. Последняя из них, Элизабет Мейер, умерла в 2008-м. Тогда «вторую Мону Лизу» передали Фонду Моны Лизы из Цюриха, который занимается установлением авторства картин с дамой из Флоренции. 2013-м Фонд Моны Лизы заявит, что «Айзелуортская Мона Лиза» — не копия, а ранняя версия легендарной «Моны Лизы». И она тоже написана Леонардо да Винчи. Картина до сих пор хранится в сейфе швейцарского банка.

Как нашли «Мону Лизу»

Пока картину искали по всей Европе, «Мона Лиза» не покидала Францию. Вор пытался сбыть портрет на черном рынке, но из-за скандала вокруг портрета желающих почти не было. Преступник нашел покупателя по имени Альфред Джери во Флоренции и отправил ему письмо с предложением купить картину. Джери попросил вора встретиться с ним и директором галереи Уффици, чтобы последний проверил подлинность картины. Вор провез «Мону Лизу» в чемодане с двойным дном и прибыл во Флоренцию, в назначенное место. Когда Джери и его коллега убедились в подлинности «Моны Лизы», тотчас вызвали полицию.

Вором оказался художник и мастер по стеклу Винченцо Перуджа. Чтобы осуществить задуманное, он устроился в Лувр реставратором за несколько дней до кражи. Из Лувра Перуджа вынес картину в служебном плаще. Винченцо хранил портрет дома: в шкафу, на полке чтобы полюбоваться, а потом и вовсе за стеной, когда боялся, что картину найдут. Он пытался продать портрет несколько раз. На допросе преступник рассказал, что украл «Мону Лизу» из патриотических побуждений и планировал вернуть ее в Италию, на историческую родину. По его словам, французы забрали портрет дамы у Леонардо да Винчи. На самом деле, король Франциск законно приобрел «Мону Лизу» у одного из наследников Салаи — ученику Леонардо да Винчи, которому тот завещал картину. Не в пользу Перуджа сыграли написанные им письма, которые нашла полиция. В них он обещал родственникам поправить финансовое положение, как только продаст картину.

Винченцо Перуджа приговорили к году и 15 дням заключения — по мнению многих искусствоведов, это смешной срок за кражу великого произведения искусства. Перуджа был выпущен на свободу семь месяцев спустя. Он смог построить успешную карьеру декоратора и обзавелся семьей. Иронично, что Перуджа прожил в Париже до смерти.

Сегодня «Мона Лиза» защищена экраном из пуленепробиваемого стекла и ограждением. Фото: www.globallookpress.com / Ringo Chiu

«Мону Лизу» вернули в Лувр в 1913-м, как только расследование было завершено. До возвращения картину показали на нескольких выставках Италии. Скандальное произведение искусства хотели увидеть жители Европы: Париж начал принимать больше туристов, а в Лувре проводили специальные экскурсии по картине. В 1963-м «Мону Лизу» увидели жители США, а в 1974-м ее вывезли в Японию. В 1974-м «Мона Лиза» два месяца находилась в России. Сегодня картина — часть постоянной экспозиции Лувра. Она защищена слоем непробиваемого стекла, так что повторить поступок Винченцо Перуджа практически невозможно.

В 2022-м «Мона Лиза» в Лувре снова подверглась вмешательству. Один из посетителей музея бросил в известную картину торт. Благодаря стеклу шедевр мировой живописи остался цел и невредим. На камерах безопасности видно, что мужчину практически сразу задержала охрана музея. Злоумышленник оказался эко-активистом. По его словам, он бросил в «Мону Лизу» торт, чтобы привлечь внимание художников и мировой общественности к проблемам планеты.