Краткий словарь «юного джипера»

Огромные «зубастые» колеса, высоченный клиренс, усиленная подвеска, «злые» наваренные бампера — именно так мы и представляем себе внедорожник, подготовленный для езды «во все тяжкие».

Елена Никитенко

Елена Никитенко
автоэксперт


Порой нам очень интересно, как все эти тюнинговые аксессуары называются и для чего созданы. Попробуем немного помочь — держите краткий «словарь юного джипера».

Шины

И не зря я начала свое описание подготовленного внедорожника именно с шин. Они — одна из основ уверенной езды по бездорожью. Но и шины для таких автомобилей — разные, нужно смотреть на маркировку, которая расскажет все.

  • MT (mud terrain — «грязевая поверхность») — это писк моды среди джиперов, внедорожные шины с агрессивным рисунком протектора и мощными грунтозацепами — они творят чудеса на бездорожье, но ужасно шумят и не комфортны в городе.
  • AT (all terrain — «все поверхности») — этот тип шин считается самым распространенным, так как подходит и для езды по бездорожью, так и по дорогам общего пользования.
  • HT (half terrain, highway terrain — «шоссейные») и HP (high performance — «высокая производительность») — это уже исключительно асфальтовые шины, которым порой вредны даже грунтовые дороги.

Лифт

Итак, шины есть, можно лезть в грязь и колею. Но для этого нужно еще и поработать над геометрической проходимостью внедорожника. Начинается эпопея под названием «лифт». А он бывает двух видов.

  1. Бодилифт. Таким мудреным словом называют банальное поднятие кузова над рамой при помощи специальных проставок. Делается для того, чтобы повысить клиренс и поставить большие колеса, которые иначе будут цеплять за арки.
  2. Лифт подвески. Это уже работа посерьезнее. Можно установить проставки в пружины (один из самых простых вариантов). А можно полностью перебрать подвеску и заменить на внедорожные варианты и амортизаторы, и сайлентблоки и рычаги, и прочие элементы. Для этого есть специальных «кит-наборы» от ведущих производителей внедорожных аксессуаров, но стоят они недешево. Поэтому иногда народные умельцы «колхозят» все самостоятельно.

Силовые бампера

Едем дальше. Колеса, подвеска… Пришло время установки визитной карточки всех крутых внедорожников — силовых бамперов. Именно они в паре с многодневной грязью придают этим огромным машинам столь брутальный и злостный вид.

www.globallookpress.com

Итак, варианты:

  • Защитные дуги. Они крепятся либо к раме, либо лонжеронам и эффективно защищают фары и капот от различных повреждений. Самодельные дуги к установке запрещены — «пришьют» незаконное переоборудование автомобиля.
  • Полноценные защитные бампера. Такие обычно делают под определенные модели определенными компаниями-производителями внедорожных аксессуаров. На них, по обыкновению, есть место для крепления лебедки (ручных, механических, гидравлических — не важно).
  • Помимо бамперов в защиту кузова входят металлические листы под двигателем, коробкой и редуктором и пороги, которые зачастую могут быть частью обвесов.

Шноркель

Если вы — заядлый джипер, то игнорировать броды просто невозможно. Рано или поздно вам придется установить шноркель. Ту самую трубу, что торчит (обычно) откуда-то из района передних крыльев.

Зачем она нужна? Для того чтобы защищать мотор от гидроудара при въезде в воду. Металлическая труба герметично соединяется с корпусом воздушного фильтра и позволяет машине становиться практически подводной лодкой (но в пределах разумного, конечно). Шноркели, как и все вышеперечисленное, могут быть как заводского производства, так и самодельными.

Багажник на крыше

Поскольку наличие подготовленного внедорожника подразумевает несгибаемую тягу к приключениям и дальним поездкам, на крыше просто обязан быть установлен багажник. Ведь вещей с собой нужно брать много, а место в багажнике уже занято канистрами с топливом, лопатами и спальными мешками.

www.globallookpress.com / Oleksiy Maksymenko

Экспедиционные багажники обычно очень крепкие, выполненные из хорошего металла, с прочной силовой конструкцией и креплениями. Часто в них есть даже палатка или тент. Все это — для удобства джиперов. Если хочется багажник попроще, то можно использовать просто вместительный пластиковый бокс.

Дополнительное оборудование

О лебедке мы уже говорили выше. Обычно у джиперов с собой есть еще и санд-траки (от англ. sand — песок). Металлические или пластиковые (реже) листы с рифленой поверхностью. Они существуют исключительно для того, чтобы помогать внедорожнику выезжать с песка или грязи, обеспечивая отсутствующее без них сцепление с поверхностью.

И хай-джеки — большие реечные домкраты, обычно красного цвета и обычно закрепленные на пятой двери. Они помогают вытаскивать автомобили даже из самых безвылазных ситуаций.

Дополнительные световые приборы — обычно места для них предусмотрены в бамперах и даже багажниках (тех, что на крыше). Это могут быть как обычные протитуманные фары, так и мощные LED-балки, которые слепят даже днем, зато идеально освещают местность в степи или лесу. К слову, такие «люстры» запрещены к эксплуатации в городе и должны быть закрыты специальными чехлами.

Радиостанция — она просто обязана быть в любом уважающем себя внедорожнике, а о ее наличии будет свидетельствовать длинная антенна (возможно, с вымпелом на конце). Для чего? Для того, чтобы держать связь с себе подобными, успешнее искать «затерянных» и просто не скучать в длинных поездках.

Вот такой незамысловатый словарик получился у меня. Пользуйтесь с удовольствием.