Алену Делону — 85: Пять главных ролей великого актера
Фото: Global Look Press
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Любимец советских женщин встречает свой юбилей. В честь этого события мы вспомнили, в каких ролях Ален Делон блистал особенно ярко.
8 ноября 1935 года родилась легенда французского кинематографа Ален Делон. Его имя стало поистине нарицательным в массовом сознании советского и российского зрителя. 5-tv.ru вспоминает самые яркие работы Делона.
«Самурай» (1967)
Есть история, как Делон согласился сыграть роль в этом фильме. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль пришел в гости к актеру с копией сценария «Самурая» и начал читать его вслух. Делон молча слушал описание стен комнаты, в которой живет его герой, закрыв лицо руками. Спустя некоторое время он прервал Мельвиля. «Прошло уже семь с половиной минут с тех пор, как вы начали читать сценарий, и пока нет даже намека на диалог. Я готов сниматься», — молвил Делон, поинтересовавшись, как называется фильм. Услышав ответ, он поманил режиссера за собой. Глазам Мельвиля открылась комната, в которой не было ничего, кроме дивана и самурайского оружия на стене.
Ален Делон в фильме «Самурай». Фото: Global Look Press
В фильме Делон играет убийцу, каких до этого не видел экран. Его герой не движим жаждой отмщения, страстью к наживе или жестокостью садиста. Скупой на слова киллер экстра-класса живет в спартанских условиях, он холоден и асоциален по своей сути, как и положено психопату; единственное близкое ему существо — запертая в клетке птица. Действия наемного убийцы отточены до совершенства, которое придает им оттенок ритуальности. Его участь предопределена, но навстречу собственному поражению и гибели он движется с той же невозмутимостью самурая — и даже режиссирует собственную смерть.
Для жанра криминальной драмы фильм Мельвиля и Делона стал стилеобразующим. Темнокожий киллер, который живет на крыше в фильме Джима Джармуша «Пес-призрак: Путь самурая» — прямой духовный наследник делоновского персонажа. Ушлые американские прокатчики, презрев экзистенциальный смысл, который несло в себе оригинальное название, переименовали картину в «Крестного сына», попытавшись воспользоваться успехом «Крестного отца».
«Три шага в бреду» (1968), новелла «Уильям Уилсон»
Попытка покорить Голливуд, принятая Делоном в середине 60-х годов, провалилась. Картины с его участием не пользовались успехом у американского зрителя, актер благоразумно решил вернуться в родные европейские пенаты, где принял участие в нескольких заметных проектах. Одним из них стал амбициозный киноальманах «Три шага в бреду», экранизация трех рассказов Эдгара Аллана По. Вторую по счету новеллу без особой охоты снял режиссер Луи Маль, воплотивший на экране историю человека, преследуемого своим роковым двойником.
С ранних лет Уильям Уилсон отличался склонностью к садизму. С годами его злодеяния становились лишь масштабнее и изощреннее. Но всякий раз, когда Уильям заходил слишком далеко, рядом оказывался его двойник, который пресекал бесчинства. Эдгар Аллан По, автор оригинального рассказа, новаторски подошел к образу двойника в литературе. Доппельгангер в «Уильяме Уилсоне» является символом не «темной» стороны его личности, а «светлой», мешающей герою творить зло. Кинокритик Сергей Кудрявцев подчеркивает снайперски точное попадание Делона в образ Уильяма Уилсона: «Маль словно почувствовал внутреннюю амбивалентность облика и характера самого актера, который вынужден играть в жизни и искусстве красивого, преуспевающего „баловня судьбы“, но скрывающего в себе мятущуюся душу».
«Рокко и его братья» (1960)
Когда были подведены итоги XXI Венецианского кинофестиваля, возмущению члена жюри Сергея Бондарчука не было предела. В знак протеста советская делегация покинула торжественное мероприятие. Причиной этого демарша стало вручение французской военной драме «Переход через Рейн» главной награды кинофестиваля. Утешительный приз достался фильму «Рокко и его братья», который был главным событием киносмотра. Режиссер Лукино Висконти огорчился не меньше Бондарчука и даже отказался принимать награду. А между тем его шедевру была уготована народная любовь: в Италии «Рокко и его братьев» посмотрели больше десяти миллионов человек.
Ален Делон, до этого снявшийся в успешном фильме «На ярком солнце», подтвердил свой статус новой европейской кинозвезды. У Висконти актер играет выходца из крестьянской семьи, переехавшей в город в поисках лучшей доли. Рассказывая Делону о его герое Рокко, режиссер, в частности, приводил в качестве примера образ князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. Делону пришлось постичь не только психологическую глубину своего персонажа, но и тонкости ведения боксерского поединка, тренируясь под руководством профессионала. Сцена боя со шведским боксером стала для актера испытанием. Для реализма Висконти предлагает снять несколько дублей с разных точек — Делону пришлось провести целый поединок ради одной сцены.
«Сицилийский клан» (1969)
Делон никогда не чурался делить свое экранное время с конгениальными ему актерами, будь то Жан-Поль Бельмондо («Борсалино»), Чарльз Бронсон («Прощай, друг») или Джан-Мария Волонте с Ивом Монтаном и Бурвилем («Красный круг»). Особое место в списке таких картин занимает «Сицилийский клан» Анри Вернея (настоящее имя — Ашот Малакян). Режиссеру удалось впервые свести на экране сразу трех «священных монстров» французского кино: Алена Делона, Лино Вентуру и Жана Габена. Сегодняшнему юбиляру досталась роль налетчика Роже Сарте, который совершает головокружительный побег прямо из тюремного фургона.
Свободой герой Делона обязан семье Маналезе, открывшей «филиал» сицилийской мафии на французской земле. Своим спасителям Роже предлагает ограбить выставку ювелирных драгоценностей. Все пройдет, как и задумано, но француз совершит роковую ошибку, переспав с женой сына Витторио, главы семьи Маналезе. Два полюса уголовной морали в этом фильме — у Габена и Делона соответственно. Первый символизирует патриархальные нравы и принципы, которыми второй пренебрегает и всячески бросает им вызов, совершая, в том числе, роковой для себя проступок.
Любопытно, что съемки фильма то и дело прерывались из-за внимания полиции к личности Делона. Причиной тому был найденный в окрестностях Парижа труп его телохранителя и дублера Стефана Марковича. На допросах актер провел не один час, а сам скандал нанес значительный ущерб репутации актера.
«Месье Кляйн» (1976)
Париж во время немецкой оккупации, 1942 год. Скупщик Робер Кляйн, пользуясь бедственным положением евреев, за бесценок приобретает у них произведения искусства. Его размеренная и спокойная жизнь рушится, когда он узнает, что есть еще один Робер Кляйн. Тезка главного героя — еврей, находящийся в розыске. Полиция начинает уделять пристальное внимание скупщику антиквариата…
Этот фильм стал второй совместной работой Лоузи и Делона. В 1972 году на экраны мира вышла картина «Убийство Троцкого», в котором французский актер сыграл Рамона Меркадера, обрушившего ледоруб на голову опального политика. Поначалу Делон не хотел сниматься в «Месье Кляйне», согласившись стать продюсером фильма. Лоузи, в свою очередь поставил ему ультиматум: либо он играет главного героя, либо картина не будет снята. Тема преследования знакома режиссеру не понаслышке: бывший член Коммунистической партии США стал жертвой маккартизма, был обвинен в связях с «красными» и внесен в Черный список Голливуда. После этого Лоузи уехал в добровольное изгнание, выбрав своим новым домом Великобританию.
Кафкианский по духу фильм «Месье Кляйн» стал подлинным триумфом как для режиссера, так и для исполнителя главной роли. Зрители увидели Делона в незнакомом им ранее амплуа. Его герой окончательно меняется, потерпев поражение в попытке воспарить над схваткой, спрятавшись в своем уютном буржуазном мирке. Это фильм не о судьбе одного человека, а о коллективной драме французов еврейского происхождения в годы оккупации. «Забывая о том, что он Делон, Ален Делон создает близкий к совершенству человеческий характер», — писала об игре актера газета L'Aurure.