«Родители» трех богатырей: Кто создает ваши любимые мультфильмы?
Фото: Kinopoisk.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Закулисье студии «Мельница», которая сделала «Иван Царевич и серый волк», «Барбоскины», «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и другие анимационные проекты.
Богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, князь Владимир, говорящий конь Юлий, Любава и Аленушка… Этих персонажей любят миллионы людей во всем мире, а создают их в Санкт-Петербурге, на студии «Мельница». Именно там подарили новую жизнь героям русского фольклора. И теперь, когда россияне говорят о Трех богатырях, многие представляют не картину Васнецова, а персонажей «Мельницы».
28 октября празднуют Международный день анимации, в этот день студия приоткрыла свои двери и поделилась секретами. 5-tv.ru побывал в гостях у «Мельницы» и выяснил, как создаются любимые мультфильмы.
С чего начинается создание мультфильма?
Мульфильм, как и любой другой продукт кинематографа, начинается со сценария. Но сценарий мультфильма отличается от сценария кинофильма тем, что в нем делается упор на визуальную часть.
Будущий анимационный фильм создается в виде набросков, а после превращается в сториборд — комикс, который помогает визуализировать и довести до совершенства разработку сценариста. На сториборде нарисованы герои и окружающие их декорации. Эти наброски должны четко визуализировать картинку для дальнейшей цепочки художников. Также сценарист описывает сцену по деталям: где стоит персонаж, что делает и как реагирует в тех или иных ситуациях.
Кадр из м/ф «Три богатыря и Шамаханская царица», 2010-й.
После завершения работы над сторибордом, сценарист отправляет его на утверждение, а после этого разработка попадет в руки к режиссеру и дизайнеру. Перед тем, как любимые миллионами герои попадут на экран, они должны пройти через руки многих десятков специалистов студии «Мельница». Каждый художник вносит свой профессиональный штрих во время создания новой сказки.
От сториборда до чернового варианта проекта: Чем занимается лэйаут-художник?
После того как работа над сторибордом завершена, а будущий мультфильм утвержден, он попадает в руки лэйаут-художнику, который должен перенести все нарисованные картинки в цифровой 2D-формат. Его задача заключается в том, чтобы создать черно-белые сцены мультфильма, выстроить персонажей по специальной сетке в том размере, в котором их в будущем увидят кинозрители. Также он детально прорисовывает фон со всеми бликами и тенями.
Лэйаут-художница студии «Мельница» Татьяна Тишина сейчас вместе со своими коллегами трудится над персонажами из серии мультфильмов о Трех богатырях. Татьяна призналась, что больше всего любит работать над серией об Иване Царевиче.
Лэйаут-художники рисуют целыми днями, иногда практически не отрываясь от монитора компьютера. За рабочую смену один художник должен нарисовать одну сцену. Иногда бывают и такие, которые разбиваются на два или три дня в зависимости от количества персонажей и ракурса.
«От нас требуется сцена в день. Например, если в сцене присутствуют три богатыря и два грифа, ее можно разбить на два дня, а иногда и на три. Все зависит от сложности ракурса и количества персонажей. А в целом, если их небольшое количество или один крупный план, мы делаем одну или две сцены в день», — объяснила Татьяна Тишина.
Кадр из м/ф «Три богатыря: Ход конем», 2014-й.
Лэйаут-художница показала журналистам 5-tv.ru один из своих старых проектов — «Три богатыря и Наследница престола», который вышел в 2018-м. Производственный процесс этого мультфильма уже давно не тайна, но новые проекты пока что засекречены. Даже черновые варианты будущих мультфильмов «Мельницы» держат в строжайшей тайне.
«Можно показывать только те черновые варианты мультфильмов, на которые уже вышли трейлеры и тизеры», — рассказала Татьяна.
Кадр из м/ф «Три богатыря и Наследница престола», 2018-й.
Со стороны кажется, что лэйаут-художники занимаются только тем, что обводят уже нарисованных персонажей и рисуют тень. Но за их трудом кроется намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Лэйаут-художники называют свои работу «крайней» для аниматоров во всей цепочке бесцветных и «неживых» картинок. Именно они создают крепкий фундамент образа для аниматоров, которые «оживляют» персонажей и все действия в мультфильме.
Чем занимается аниматор в студии мультфильмов?
После того как лэйаут-художники отрисовали сцены в черно-белом варианте, они попадают к аниматору, который возьмется за «оживление» мультфильма. Прежде чем приступить к работе, аниматор должен получить звуковую дорожку с голосами героев мультфильма и музыку. Также аниматор не сможет начать работу без аниматика — нарисованного от руки мультфильма. Он служит ему подсказкой о мимике и движениях персонажей.
Аниматор также выступает в качестве актера. На основе лэйаут-сцены и аниматика, он создает референс сцены, отыгрывает все действия героев мультфильма на видео. Он должен видеть героя не только как мульт персонажа, но и как реального человека. Аниматор как бы предлагает видение действий героя с профессиональной точки зрения. Только после того, как режиссер проекта одобрит референсы, аниматор может сесть за компьютер и приступить к созданию сцены.
Сколько времени уходит на создание одного мультфильма?
В наше время студии отказываются от классической 2D-анимации в пользу 3D. Почему? Все очень просто: создавать мультфильмы в 3D намного быстрее и удобнее, чем в формате двухмерной анимации. Например, над мультфильмом «Белоснежка» студии Disney, вышедшим в 1937-м, трудились 570 художников на протяжении трех лет. За первый год работы команда проекта нарисовала миллион эскизов. Сцену возвращения семи гномов, которая длится всего одну минуту, художники Disney рисовали полгода.
Кадр из м/ф «Белоснежка», 1937-й.
Сейчас уже практически не встретить аниматоров, которые рисуют весь хронометраж мультфильма от руки. Это скорее любительский стиль работы. Темпы производства мультфильмов сократились втрое, а количество членов команды, работающих над проектом — почти в десять раз.
Кадр из м/ф «Барбоскины на даче», 2020-й.
В наше время на создание современного мультфильма со всеми технологиями и огромной командой сотрудников, уходит от одного года до полутора лет.
«Сложно сказать о каком-то сроке изготовления анимации. Есть некие стандарты в студиях: если это сериал, то четыре секунды в день нужно сделать аниматору», — рассказал Андрей Иванов.
За 2020-й студия «Мельница» выпустит два полнометражных мультфильма: «Барбоскины на даче» и «Конь Юлий и большие скачки», премьера которого планируется 31 декабря. В среднем кинокомпания задала себе тенденцию выпускать по две премьеры в год.