«Сказали, что по симптомам не пойми что»: Телемедицина глазами врачей и пациентов
Фото: www.globallookpress.com
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Медики каких специальностей бессильны в онлайн-режиме и для чего на самом деле нужны онлайн-консультации докторов?
Телемедицина все плотнее входит в жизнь пациентов и врачей. Особенно она стала актуальна в период пандемии коронавируса. В Свердловской области количество обращений к удаленной медицине за январь–июль возросло на 20%. Осенью 5-tv.ru выяснил, что о телемедицине думают врачи и пациенты.
Что такое телемедицина?
Телемедицина — это не более, чем консультация врачей посредством телефона или видеосвязи. Впервые «удаленно» медики начали работать в первой половине XX века. Тогда они консультировали живущих на отдаленных территориях пациентов с помощью телефона. Позже телефонию заменил интернет, что упростило «удаленные» осмотры больных. В то же время к телемедицине оставалось недоверие, ведь просто разговор с врачом не заменит осмотр вживую.
Ситуация изменилась с приходом пандемии коронавируса. Массовые мероприятия отменялись, больницы перепрофилировались, некоторых больных не с COVID-19 переводили на телемедицину.
Летом 2020 года Минэкономики предложило внести изменения в законодательство. Эти поправки бы разрешили медикам ставить первичный диагноз пациентам в режиме онлайн. До этого первичный осмотр и диагноз проводились строго в офлайне. Однако некоторые медицинские работники выступили против этой затеи. По мнению докторов, лечить человека без первичного осмотра невозможно.
Мнение врачей о телемедицине
Далеко не все специалисты могут поставить диагноз в режиме онлайн. Психотерапевт и директор психиатрической клиники «Инсайт» Ренат Миназов считает, что все недуги можно диагностировать в электронном формате.
Чаще всего пользователи телемедицины обращаются вовсе не ко врачам узкой специализации. О статистике запросов к специалистам по разных направлением рассказал Денис Швецов, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом».
Эксперты напоминают, что онлайн-консультация не может заменить привычный визит к врачу. Помимо диагностирования, у телемедицины есть еще одна, не самая очевидная функция.
В то же время в период пандемии коронавируса телемедицина помогла остановить распространение инфекции. Видеосвязь стала преградой для новой вспышки недуга. Впрочем, не все россияне готовы к полному переходу на удаленное лечение.
Отзывы пациентов о телемедицине
Некоторые пользователи соцсетей считают, что в большинстве случаев врач не прикасается к пациенту. И поэтому диагноз можно поставить и через веб-камеру. Чаще всего специалисту достаточно задать несколько вопросов или рассмотреть причину беспокойства собственными глазами. В таких случаях телемедицина действительно может стать серьезным подспорьем.
Владелец страницы на LiveJournal под ником kukmor поделился положительным опытом от визита к врачу в онлайне. По словам пользователя, прием педиатра в режиме онлайн помог сэкономить время и деньги. Семья с ребенком недавно переехала, у взрослых была масса дел по дому. На посещение поликлиники у родителей не оставалось ни времени, ни сил. В какой-то момент их маленькая дочь покрылась волдырями и шишками. Отец малышки решил обратиться к услугам телемедицины.
Онлайн-визит к педиатру занял не более 15 минут, когда поездка в поликлинику потребовала бы больше часа. Специалист выслушал симптомы, осмотрела больные места девочки по видео и поставила диагноз. Оказывается, что ребенка просто покусали комары. Медик выписал мазь, а по окончании беседы в чате остались рекомендации врача по лечению. Однако некоторые диагнозы требуют сдачи анализов и подробной истории болезни, что сложно сделать в онлайн-режиме.
Пользователь Pikabu.ru рассказал о собственном опыте обращения к телемедицине. По словам negatifv, шесть лет назад ему диагностировали начинающийся гастрит. Пациенту прописали необходимое лечение, после чего в медучреждение он не ходил. В какой-то момент у больного начались рези и он обратился к телемедику. Он понимал, что для корректного диагноза потребуются анализы, но решил попробовать. Благо, ходить для этого никуда не надо, а цена была приемлемой. Пациент заранее прописал историю болезни, считая, что она поможет в постановке диагноза. Однако прием вышел не совсем таким, как ожидал больной.
По словам пользователя, ему пришлось пересказывать историю болезни. Позже заговорила сама медик, но не давала пациенту и слова вставить. У negatifv сложилось впечатление, что его просто пытаются поскорее выпроводить.
За восемь минут консультации мужчина заплатил 800 рублей. Беседа с врачом оказалась куда менее информативна, чем предполагалось.
В другом случае девушка пришла к телемедицине из-за проблем с женским здоровьем. Первый специалист выдал очень невнятные рекомендации, поэтому ей пришлось обратиться к другому врачу. Последний опоздал на прием, созвонившись с больной на полчаса позже назначенного времени и заявил, что не может помочь ей в формате телемедицины. Третий эксперт заявил, что пациентке лечения не требуется. Девушка так и не получила внятного ответа по своей болезни, но считает, что в телемедицине есть свои плюсы.
«В условиях пандемии коронавируса, не выходя из дома, получить консультацию врача, что-то можно показать: сыпь, десну, ушиб, удар и тому подобное. Можно прикрепить анализы и получить необходимую первую помощь», — заключила девушка.