Таких «Жигулей» вы не видели: Самые редкие и уникальные образцы авто

В этом году исполнилось 50 лет «Жигулям». Да-да, той самой «копейке», которую мы все знаем и любим.

Елена Никитенко

Елена Никитенко
автоэксперт


В 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули» — два синих и четыре вишневых. Но сегодня речь не о них. В честь юбилея компании, я хотела бы рассказать вам о тех автомобилях, которые мы с вами никогда не увидим на дорогах общего пользования. Автомобили — плоды инженерной и дизайнерской мыслей. Автомобили, способные удивить даже людей с самым широким кругозором.

Все они сейчас скромно стоят в скромном музее «АвтоВАЗа» в Тольятти. Есть там и и электромобили середины 1990-х, и концепты, созданные в технике «биодизайн» (тогда еще «АвтоВАЗ» с гордостью возил свои модели на европейские автошоу), и опытные образцы, которые были созданы в единственном экземпляре.

Электромобиль «Эльф»

Это не карикатура на автомобиль, но это и не автомобиль в полном смысле этого слова. Это макет. Его разработали и собрали в 1996 году, чтобы возить на различные выставки (в Москве, Ницце и Париже). Базу для него забрали у микролитражного ВАЗ-1151 с не менее сказочным и забавным названием «Гном».

Фото: Елена Никитенко

И макет не просто собрали, ему даже дали характеристики: никель-кадмиевые батареи НКП-120, вес — 315 кг. Запас хода — 110 км при скорости 40 км/ч, максимальная скорость — 90 км/ч. Но эти характеристики так и остались только на бумаге — в серию этот автомобиль не пошел, а вот в музее «АвтоВАЗа» свое достойное место занял.

LADA Rapan электро

Еще один макет. Его проектировали как уникальный городской автомобиль для езды не только по дорогам общего пользования, но и в парковых зонах. В его формах отчетливо узнается популярный в то время биодизайн (сейчас это сложно понять, но тогда, в конце 90-х, это было очень даже стильно). Эта любовь к природе и ко всему живому заложена и в название модели: рапан — это один из видов ракушек.

Фото: Елена Никитенко

И также, как и предыдущий образей, он получил свои ТТХ: никель-кадмиевые батареи, время разгона до 100 км/ч — 14 секунд, грузоподъемность — до 400 кг, все силовые агрегаты размещены на раме.

Между тем, этот макет увидел мир, а его увидели люди — в 1996 году на Московском автосалоне, а в 1998 — на Парижском.

LADA Peter Turbo

Да, на названия раньше не скупились. LADA Peter Turbo — слышали о такой? Год выпуска — 1999-й. Над дизайном работали известные дизайнеры Грабор и Синельников.

Фото: Елена Никитенко

В нее тоже были внедрены элементы биодизайна (просто посмотрите на формы автомобиля и все поймете). И даже описание не менее гордое, чем название: «Вместительный комфортабельный автомобиль для людей XXI века». Показан широкой публике Peter Turbo был дважды — на Московском автосалоне в 1999-м и на Парижском в 2000-м.

LADA C

Такое название получил концепт, разработанный на новой платформе марки в начале 2000-х годов. В создании принимали участие не только россияне — это был совместный проект «АвтоВАЗа» и канадской компании Magna International. Планы были далекоидущие — создание целой серии автомобилей С-класса.

Фото: Елена Никитенко

Описание многообещающее — трехдверный хэтчбек со спортивным характером. И это было правдой, а в самом автомобиле были применены последние на тот момент наработки «АвтоВАЗа» и канадских друзей в сферах активной и пассивной безопасности.

В 2007 году концепт был показан в Женеве и Москве, а также на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В 2009 году уже планировали начать серийный выпуск этой модели, но что-то пошло не так. Проект был остановлен в связи со сложным финансовым положением (читай — экономическим кризисом), но создан не зря. Многие наработки позже легли в основу LADA Vesta.

LADA Roadster

Это вот это уже не концепт. Это — настоящий опытный образец. Двухместный автомобиль со складывающимся жестким верхом на укороченной платформе LADA Kalina. Какое у него могло быть будущее, никто не знает.

Фото: Елена Никитенко

Да и много о нем не сказать. Разве что о «технике». Два литра и 105 лошадиных сил под капотом, максимальная скорость — до 220 км/ч, обут «зверек» в низкопрофильные шины и в наличии даже электропривод крыши. В серию модель, понятное дело, не пошла — вряд ли бы на нее был большой спрос. Но инженеры доказали — могут.

LADA Kalina 4×4

Еще один опытный образец. Очевидно, мысль создать версии Cross для своих будущих моделей закралась в умы инженеров «АвтоВАЗАа» еще тогда. Вот и выпустили они прототип псевдо-внедорожника, отработав на нем пару-тройку полезных приемов.

Фото: Елена Никитенко

Характеристики: 1,8-литровый мотор, подвеска — треугольные рычаги спереди, которые крепятся к подрамнику, независимая — сзади. На мотор повесили стальную защиту и клиренс задрали.

LADA Revolution 3

А это — проба пера «АвтоВАЗа» в несколько другой области. Знакомьтесь, выставочный ходовой макет спортивного автомобиля для треков с твердым покрытием и городских трасс. Этот прототип стал логическим продолжением проекта монокласса LADA Revolution 2. Создали его в не таком уж и далеком 2008 году и впервые показали широкой публике в Париже.

Фото: Елена Никитенко

Характеристики: мотор объемом два литра (Renault F4R774) и мощностью 245 лошадиных сил, шестиступенчатая АКП. Кроме того, автомобиль оснастили полным приводом. Разгон с нуля до 100 км/ч — за 5,9 секунды.

LADA «Ока» электро

И напоследок — наше настоящее и чье-то далекое прошлое. Мелкосерийный образец, LADA «Ока» электро. Четырехместный автомобиль, созданный на базе «Оки»… в 1992 году. Всего было выпущено 20 таких автомобилей.

Фото: Елена Никитенко

Характеристики: никель-кадмиевые батареи НКП-120 (132 вольт) весом 315 кг, запас хода — 110 км (при скорости 40 км/ч), время зарядки — 8 часов от обычной бытовой розетки 220 вольт.


Новости партнеров


Новости СМИ2