«От участия в ЕГЭ отказались порядка 10% ребят»: Итоги ЕГЭ-2020 и разбор скандалов на экзамене
Фото, видео: ТАСС / Новодережкин Антон, 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Глава управления по организации и проведению государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский рассказал о результатах ЕГЭ-2020, самых легких экзаменах и редких способах списывания.
Представитель Рособрнадзора подвел итоги единого государственного экзамена. Как к проведению экзаменов в период пандемии готовили школы и аудитории? Какой экзамен российские выпускники сдали лучше остальных? И что ждет школьников в следующем году?
— Каковы особенности и результаты ЕГЭ 2020 года?
— В этом году начало проведения единого государственного экзамена переносилось несколько раз. В начале экзамены должны были начаться 25 мая, предполагалось еще досрочное проведение единого государственного экзамена. Досрочный период был перенесен на более поздний срок, а потом перенесли и основной период. В результате в этом году единый государственный экзамен у нас начался 29–30 июня с пробных экзаменов.
Особенностью экзамена этого года было то, что в этом году не принимали участия те выпускники, которые не планировали поступать в вуз. Соответственно ребята, которые не планировали поступать, получили аттестаты на основании результатов промежуточной аттестации. Кроме того, в части организации проведения единого государственного экзамена в этом году, мы все прекрасно понимаем, что были еще дополнительные требования, предъявляемые к пунктам проведения экзамена, к аудиториям, в которых проводится экзамен, связанными с рекомендациями и требованиями Роспотребнадзора, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции.
Если говорить о результатах, об итогах единого государственного экзамена, то можно выделить несколько блоков. Первое — это технологические итоги экзамена. Если говорить про сбои, небольшие технические сложности, которые возникали в ходе проведения экзамена в этом году, то их количество меньше, чем количество таких ситуаций, которые возникали в предыдущие годы. Это говорит о том, что мы, субъекты Российской Федерации и наши коллеги, которые находились в аудиториях, пунктах проведения экзамена, оказались готовы к проведению экзамена.
Еще бы я хотел выделить объективность и нарушения, фиксируемые в ходе проведения экзамена. Количество ребят, которые были удалены с экзамена, в этом году меньше, чем за прошлые годы. Хотя это абсолютно не означает, что контроль за ходом проведения экзамена был какой-то другой, нежели в предыдущие годы. Был реализован полный комплекс мер, направленных на обеспечение объективности тех результатов, которые у нас получаются по итогам ЕГЭ.
Но если говорить непосредственно о самих результатах, как результатах экзамена этого года, то в целом у нас результаты получились сопоставимые с результатами прошлых лет. Нет каких-то серьезных всплесков, каких-то падений в результатах. Они стабильны и можно сказать, что они сопоставимы с результатами, полученными ребятами в предыдущие года.
— Вы говорите, что результаты этого года сопоставимы с результатами прошлого, но ведь ЕГЭ-2020 сдавали только те, кто собирался поступать в вуз. В чем причина?
— Я думаю, здесь нет ничего странного, потому что те ребята, которые не пришли на экзамен, по нашим ощущениям, это наименее подготовленные школьники. То есть те школьники, которые вряд ли показали бы высокие результаты в ходе проведения ЕГЭ. Скорее всего, это ребята, которые бы показали не очень высокие [результаты] или даже не преодолели бы минимальный порог, поэтому их неявка на экзамен серьезным образом не отразилась, глобально, на тех результатах, которые мы получили по итогу.
В определенных предметах у нас вырос средний тестовый балл, незначительно вырос. Нельзя говорить о том, что результаты улучшились или ухудшились Он незначительно вырос. Например, в экзамене по русскому языку можно связать с этой когортой детей, которая у нас не пришла на экзамен, получив аттестат по результатам промежуточной аттестации.
— Насколько изменилось количество сдающих из-за того, что ЕГЭ в этом году сдавали только те, кто собирался поступать в вуз?
— По нашим оценкам от участия в едином государственном экзамене отказалось порядка 10% из тех ребят, которые были заявлены на участие в ЕГЭ-2020 до объявления информации о том, что аттестаты будут выдаваться на основе результатов промежуточной аттестации.
— Какие предметы школьники сдали в этом году лучше?
— Опять же я бы хотел повториться, что результаты в целом сопоставимы с результатами прошлых лет. Говорить, что результаты стали лучше или результаты стали хуже, на мой взгляд, не очень правильно. Сейчас идет глубокий анализ тех результатов, которые мы получили и на федеральном уровне и на субъектах, и в муниципалитетах, и в школах. Я думаю, там коллеги смогут более точечно охарактеризовать те результаты, которые получились. Понять, по каким темам были определенные сложности, ну и, соответственно, сделать определенные выводы в подготовке экзаменов на следующий год. Каких-то всплесков, каких-то падений результатов мы не фиксируем.
— Какие экзамены школьники традиционно сдают лучше, а какие вызывают трудности?
— Мне кажется, здесь все индивидуально. Для кого-то, например, экзамен по биологии может быть простой, для кого-то сложный. То же самое касается обществознания. Единственная характеристика здесь, которая может быть уместна, могу сказать, что самый высокий средний балл у нас, например, на экзаменах по русскому языку и иностранным языкам. Там традиционно у нас самые высокие средние баллы. Это говоря по предметам, средний балл по которым превышает результаты по остальным предметам. По остальным предметам результаты, в принципе, ровные, средний балл на уровне 55-60 баллов.
Читайте также
— Вы сказали, что количество нарушений в этом году меньше, но какие нарушения все-таки были? А самые распространенные?
— Здесь нет никаких мнений. Традиционно больше всего нарушений у нас связано с использованием мобильных телефонов. На втором месте — это использование справочных материалов и шпаргалок. Всего в этом году было удалено порядка, могу сейчас немного ошибаться, потому что экзамены еще не закончились, идет дополнительный этап, где-то 850 человек у нас было удалено с экзамена. Это меньше, чем было в прошлом году где-то на 30%.
— А как вообще получается, что несмотря на все преграды, школьникам все же удается проносить с собой шпаргалки? Это какой-то особенный навык?
— Да, зачастую дети демонстрируют серьезную изобретательность. Последние годы мы находим определенное количество микрокамер, которые ребята приносят с собой на экзамен. Которые маскируются под пуговицы. Все смотрели классические фильмы, где были наушники, которые было сложно увидеть простым взглядом. Какие-то телефоны, на которые рамки металлодетектора не реагируют. Кроме того, было еще несколько случаев, когда мобильные телефоны находили в пунктах проведения экзамена до начала. То есть, видимо, кто-то их туда принес накануне и там оставил. Это большая редкость, но такие факты у нас, к сожалению, тоже есть.
— Как осуществлялась безопасность сдающих ЕГЭ-2020?
— Вообще до начала экзаменов была проведена огромная работа нами, коллегами в регионах. Спасибо большое коллегам из Роспотребнадзора, которые оказывали нам необходимую методическую помощь и где-то помогали своими подсказками для правильной организации пунктов проведения экзаменов.
Во всех пунктах проведения экзаменов у нас был составлен график прихода ребят для того, чтобы не было скопления людей на входе. Везде была нанесена разметка полутораметровая для того, чтобы ребята могли проходить в пункты проведения экзамена не скапливаясь в одном месте. На входе в пункты проведения экзаменов обязательно осуществлялась термометрия. В этом году у нас существенно увеличилось количество медицинских работников, которые присутствовали в пунктах проведения экзамена. Здесь большое спасибо коллегам из Минздрава, которые также пошли нам навстречу.
Обязательно на входе в каждый пункт присутствовали дозаторы с антисептиком. Ребята могли придти, обработать руки и дальше проходить для участия в экзамене. Все организаторы, которые находились в пункте проведения экзамена, были в масках и перчатках. Обязательно до начала проведения экзамена была произведена везде влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, было проветривание. Где была такая возможность, то в аудиториях или пунктах размещали специальные лампы для соответствующей обработки воздуха.
Весь комплекс мероприятий, необходимых для безопасного проведения экзамена, везде был реализован. Мы проводили мониторинг фактически ежедневный. Мы собирали информацию из Роспотребнадзора, от коллег из субъектов. Отслеживали, все ли необходимые меры безопасности у нас соблюдаются.
— Сохранится ли система графика на экзаменах в будущем? Многим понравилось, что каждый приходит к определенному времени и не надо толпиться.
— Ну, вы знаете, где пункты были организованы грамотно, там и так был график и без текущей ситуации. Потому что это логично, чтобы ребята приходили по какому-то графику, чтобы не было скоплений и чтобы было удобнее разводить их по аудиториям. Говоря про те меры, которые могут найти свое отражение в следующем году, я думаю, все мы будем исходить из того, какая эпидемиологическая ситуация будет складываться из тех требований, рекомендаций, которые будут подготовлены Роспотребназдором. Ими в первую очередь мы и будем руководствоваться при организации экзаменов в будущем.
— А бывало такое, чтобы температура у школьника на входе превышала норму? Что тогда?
— Ну, могу начать со статистики. В этом году немногим более 400 участников экзамена не были допущены к пунктам именно по медицинским показаниям. У кого-то это была повышенная температура, где-то медики, которые находились на входе, видели симптомы респираторных заболеваний. Всем этим ребятам рекомендовали обратиться к докторам. Слава богу, у нас все прошло хорошо. Большая часть из них сдали эти экзамены, которые они пропустили, в резервные дни основного периода. Небольшое количество ребят перерегистрировалось для сдачи экзаменов в дополнительный этап в августе, который проходит сейчас с 3-го по 8-е августа.
— Как так получилось, что ЕГЭ по химии сильно отличалось от того, к чему весь год готовились школьники?
— Говоря о вопросах, касающихся предметных областей, можно констатировать тот факт, что как только у нас начинаются экзамены, так тут же у нас появляется определенное количество обращений. Причем от предмета к предмету, как только у нас проходит предмет, тут же появляется определенное количество жалоб, которые касаются тех измерительных материалов или тех уточнений, которые имеют место быть в этом предмете.
Я говорю о том, что каждый год мы получаем определенный набор жалоб фактически по всем предметам, по которым проводится единый государственный экзамен. По какому-то предмету их в этом году больше, по какому-то предмету их меньше. В этом году, помимо химии, уже есть петиция, по-моему, про иностранный язык. Где-то я видел про биологию, где-то писали про историю. Эта ситуация характерна не только для Российской Федерации. Вообще, в мире, когда проводится национальный экзамен, всегда начинается активное обсуждение тех измерителей, по которым проводятся, собственное говоря, эти предметные экзамены.
Сначала, прежде, чем я перейду к теме, я бы хотел отметить, что у нас все экзамены составляются на профильном уровне. То есть для того, чтобы выполнить экзаменационную работу на высокий балл, необходимо владеть материалом предмета на профильном уровне. Документы, которые определяют структуру и содержание экзаменационной работы текущего года, публикуются еще до начала этого учебного года. То есть если говорить про 20-й год, то еще в августе прошлого года были опубликованы спецификации, кодификаторы и демоверсия. Это то, что описывает экзамен последующего года.
Говорить о том, что содержание экзамена было для кого-то сюрпризом, наверное, неправильно. Если говорить про демоверсию, то назначение демоверсии — показать один из возможных вариантов экзаменационной работы. Понятно, что на экзамене вы не получите ту же самую демоверсию, но с измененными цифрами. Это могут быть другие задания, а какие — это уже раскрывается в спецификации и кодификаторе, где написано, на какой позиции в работе какие задания могут быть. То есть ориентироваться только на демонстрационную версию это не правильно в ходе подготовки к экзаменам.
Если говорить про химию, то какое-то количество заданий было целиком и полностью взято из открытого банка экзамена этого года. Какое-то количество заданий было взято из заданий прошлых лет. Единственное, что можно отметить в химии — это то, что в отдельных заданиях изменился контекст условия. То есть не сами задания стали другими, а изменился контекст. То есть для того, чтобы выполнить эти задания, надо было понимать, что тебя спрашивают. Понимать с точки зрения владения химией.
Не получается просто взять какую-то методику или метод, наложить его и получить правильный ответ, совершенно не понимая, что тебя спрашивают. Но это касается отдельных заданий этого года. В принципе, эта тенденция характерна у нас для всех предметов. Несколько лет назад была большая дискуссия относительно экзамена по математике. Мы планируем применять это и в последующем.
Так, например, в ближайшее время будет активное обсуждение содержания экзаменационных работ по всем предметам и демоверсии и спецификации. Оно будет организовано и на сайте fipi.ru. Также мы планируем использовать еще площадки Рособрнадзора и, возможно, YouTube для того, чтобы как можно больше учителей включилось в эту работу и понимали специфику экзаменационных материалов следующего года. Чтобы они лучше понимали, к чему готовить ребят, на что ориентировать и чего ждать вообще от экзамена. Эта работа ведется, ведется очень активно.
А что касается результатов, то тут никаких всплесков у нас нет. Результаты, можно, сказать, также стабильны по сравнению с предыдущими годами.
— В Норильске во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, возникла путаница и ребятам пришлось пересаживаться и меняться листиками, хотя ответы, по слухам, на некоторых из них уже были записаны. Вам что-нибудь известно об этом? Какие санкции в таком случае применяются к организаторам?
— Ну, безусловно мы внимательно следим за тем, как экзамены проводятся на территории Российской Федерации. Знаем в том числе и про эту ситуацию. Там произошло следующее: организаторы сначала рассадили ребят по той рассадке, которая была до этого, потом рассадку меняли. Организаторы, не посоветовавшись ни с нами, ни с коллегами из Красноярского края, самостоятельно приняли решение, что в этом случае ребят надо пересаживать в соответствии с правильной рассадкой. Хотя можно было обойтись и другими способами, решениями устранения данной проблемы.
Что бы я хотел отметить здесь, что все эти перестановки, они произошли до того, как ребята начали выполнять свои экзаменационные работы и были завершены. То есть когда они еще не приступили к выполнению КИМов. Соответственно все те, кто был в этом экзаменационном пункте, написали свои экзаменационные работы. Все получили результат. Каких бы то ни было претензий или апелляций по этому поводу мы не зафиксировали.
Что касается коллег, которые это допустили, то я знаю, что в Красноярском крае с этим разбирались, проводили служебное расследование. По итогам здесь не могу сейчас сказать, надо уточнять у коллег по тем мерам, которые приняты в отношении лиц, которые допустили это отклонение от установленной процедуры проведения экзамена.
— В 2021-м планируется внедрить компьютеры для проведения экзамена по информатике и КТ. Расскажите подробнее об этом и какая еще компьютеризация нас еще ждет в будущем?
— Ну, я думаю, ЕГЭ по информатике это давно ожидаемая вещь. Об этом очень давно говорят. Нас часто упрекают, почему мы до сих пор экзамен по информатике проводим на бумаге. Уже несколько лет у нас ведется в экспериментальном режиме разработка программного обеспечения. Мы проводим репетиционные мероприятия в субъектах. Была создана специальная межведомственная комиссия, которая занимается именно вопросом проведения экзамена по информатике на компьютерах. Эта большая подготовительная работа показала, что мы готовы к проведению экзамена на компьютерах в следующем году.
Сейчас идет активная работа с коллегами из субъектов в плане материально-технического обеспечения проведения этого экзамена, ознакомление ребят с этим экзаменом. В августе, до конца месяца, мы опубликуем на fipi.ru, как традиционно публикуются демоверсии по всем предметам, также опубликуем демоверсию компьютерного экзамена. То есть любой ребенок, который собирается сдавать в следующем году единый государственный экзамен по информатике, может посмотреть и понять, что такое представляет из себя этот экзамен по информатике на компьютере.
Осенью у нас запланировано еще одно Всероссийское мероприятие. Мы надеемся, что в нем примут участие все субъекты. И все те пункты, которые предполагается задействовать в ходе проведения ЕГЭ в следующем году. Чтобы все потренировались. И организаторы, и администрация школ, чтобы все поняли, что это за экзамен, что его не стоит бояться и поняли, как к нему стоит готовиться. Поэтому мы очень рассчитываем, что в следующем году экзамен по информатике у нас полностью пройдет на компьютерах и каких-либо сбоев у нас здесь не будет.
Говоря про дальнейшую компьютеризацию, безусловно, мы обсуждаем разные концепции, развитие, совершенствование единого государственного экзамена. У нас уже иностранный язык проводится с использованием компьютера. Постепенно переходим к тому, что мы доставляем экзаменационные материалы уже не на бумаге, даже не на дисках. Идем к тому, что экзамены будут доставляться по сети интернет в зашифрованных контейнерах заранее. У нас экзаменационные материалы сканируются в пунктах в пунктах [сдачи экзамена]. Их уже никто никуда не возит. В некоторых субъектах их сканируют прямо в аудитории перед детьми и они перемещаются дальше в специальную базу для обработки.
Компьютеризация экзамена идет с точки зрения его проведения. С точки зрения его содержания, здесь, наверное, в первую очередь, стоит руководствоваться содержанием предмета и применением информационных технологий именно в ходе обучения. Если они начинают массово входить в процесс обучения, дети с этим постоянно работают, они учатся использовать компьютеры для выполнения задач по географии, истории и так далее, то в каком-то будущем мы можем использовать эти технологии и в ходе проведения единого государственного экзамена. Здесь единый государственный экзамен открыт, что называется, для диалога. Мы будем рады любым предложениям, любым каким-то пожеланиям. И будем стараться все максимально учитывать и обеспечивать, чтобы наш экзамен отвечал требованиям современного времени.