Приключения итальянца: Какой фильм Антониони хотел снять в СССР?

Приключения итальянца: Какой фильм Антониони хотел снять в СССР?

Фото: Global Look Press

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Знаменитый режиссер планировал снять фильм в Советском союзе, но, увы, этого не случилось.

12 лет назад не стало одного из величайших мастеров мирового кинематографа Микеланджело Антониони. Он прожил значительно дольше, чем его не менее великие коллеги Феллини, Висконти и Пазолини. Несмотря на то, что его последние работы критики встретили прохладно, статус этого артиста в качестве одного из небожителей киноискусства неоспорим. Одни из лучших фильмов режиссера прорывались сквозь «железный занавес» к советскому зрителю, хоть и с купюрами.

После Московского кинофестиваля 1963 года было принято решение закупить для проката «Крик» (в прокате СССР — «Отчаяние») и «Затмение», из которого, по соображениям хронометража, были удалены около 20 минут. Антониони не раз приезжал в столицу Советского союза в качестве почетного гостя. В 1975 году в рамках IX по счету Московского международного кинофестиваля был показан шедевр Антониони «Профессия: репортер» с Джеком Николсоном и Марией Шнайдер. Вскоре режиссер и сценарист Тонино Гуэрра («Забриски Пойнт», «Амаркорд») стали серьезно обсуждать возможность создания фильма в одной из советских среднеазиатских республик.

Гость Московского международного кинофестиваля итальянский режиссер Микеланджело Антониони (второй слева). Фото: РИА Новости / Владимир Акимов

Летом 1976 года они отправились в Узбекистан на поиски натуры для своей будущей картины «Воздушный змей». Она рассказывает о том, как некий народ, затерявшийся в пустыне, решает послать на Луну воздушного змея. Тонино Гуэрра успел написать сценарий, а Антониони согласился с предложением председателя Госкино Филиппа Ермаша выступить в качестве приглашенного режиссера.

Масштаб будущих съемок захватывал воображение. Сценарист вспоминал о «сумасшедших замыслах», которые могли потребовать, в том числе, съемок с вертолетов, но участие армейских частей Советской армии могло удешевить смету на целую четверть. В ходе подготовки к работе над «Воздушным змеем» Антониони провел ряд встреч с советскими астрономами и посетил Зеленчукскую обсерваторию на Северном Кавказе. Итальянский режиссер посетил в Азербайджане ковроткацкую фабрику и храм огнепоклонников Атешгях, который произвел на него неизгладимое впечатление.

Вернувшись в Москву, Антониони подтвердил намерение снимать «Воздушного змея» именно в этой республике СССР. Увы, камнем преткновения между советской стороной и итальянской стал вопрос о том, кому будет принадлежать негатив фильма. Антониони отказался проявлять пленку и монтировать фильм в СССР из-за отсутствия необходимого оборудования. Кроме того, он помнил уроки у него был печальный опыт съемок документального фильма в коммунистическом Китае. Идеологи культурной революции подвергли кинокартину шельмованию в прессе и отказались возвращать итальянцам негатив. Впоследствии в адрес режиссера были принесены официальные извинения, а в 2004 году фильм «Чжун Го — Китай» был показан в рамках ретроспективы Антониони в Пекинской академии кино.

Моника Витти и Микеланджело Антониони. Фото: Global Look Press

Что касается «Бумажного змея», то к этой идее постановщик безуспешно пытался вернуться еще раз, уже после распада Советского союза. В 1995 году сообщалось, что одним из 5 потенциальных проектов режиссера снова будет экранизация написанного в 1976 году сценария, в связи с чем Антониони планировал посетить Россию. К сожалению, разбитый инсультом режиссер так и не смог осуществить свой амбициозный замысел. Переработанный сценарий «Бумажного змея» был опубликован в 1982 году как самостоятельное литературное произведение.


Новости партнеров


Новости СМИ2