Российский истребитель пятого поколения Су-57 будет модернизирован

Разработка и производство истребителя пятого поколения Су-57 остаётся одной наиболее сложных и приоритетных задач для российской авиационной промышленности.

Леонид Нерсисян

Леонид Нерсисян
военный обозреватель


По информации издания «Известия», для еще не принятого на вооружение истребителя уже разрабатывают новую модификацию, а также прорабатывают новую концепцию его применения. О чем же идет речь?

На сегодняшний момент истребитель Су-57 пока не принят на вооружение России, а первый серийный борт потерпел крушение 24 декабря 2019 года, во время испытаний, предположительно из-за отказа системы управления. Тем не менее, еще с 2018 года проходят опытно-конструкторские работы (ОКР) «Мегаполис», в рамках которого создается Су-57 «второго этапа».

Первый полет, по информации источников «Известий», планируется осуществить в середине 2022 года, а завершить испытания в 2024 году. В рамках модернизации Су-57 оснастят новыми двигателями «Изделие 30», которые имеют большую мощность, чем используемые сейчас АЛ-41Ф1. Кроме того, они оснащены новыми зубчатыми соплами, которые снижают заметность самолета для радиолокаторов противника. Без этого истребитель Су-57 не соответствует в полной мере критериям машины пятого поколения.

Кроме того, с новым двигателем Су-57 сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажных камер (это позволяет расходовать намного меньше топлива, а также сохранять ресурс двигателя). «Изделие 30» проходит летные испытания на Су-57 как минимум с 2017 года.

Кроме двигателя, на Су-57 должны будут заменить гидравлические приводы управляющих поверхностей на электродвигатели. Это дополнительно повысит маневренность самолета и уменьшит эффективную поверхность рассеивания (ЭПР — чем он меньше, тем объект менее заметен для радиолокаторов). Также Су-57 получит обновленную бортовую электронику — новые многофункциональные экраны, широкоугольный коллиматорный прицел и панорамный авиационный индикатор. Все это позволит пилотам истребителя лучше и быстрее получать информацию и быстрее реагировать на угрозы. Помимо перечисленных изменений, Су-57 получит возможность применять новые управляемые авиационные боеприпасы класса «воздух-поверхность», которые сегодня находятся в разработке.

Ситуация с модернизацией Су-57 в процессе разработки интересна тем, что такой подход в России используется нечасто, и более характерен для западных производителей. К примеру, тот же американский истребитель пятого поколения F-35 также модернизировался до его постановки на вооружение (например, модификация F-35 Block 2). Такая стратегия становится неизбежной в современном мире, так как темпы развития электроники очень ускорились, а темпы разработки новых авиационных комплексов составляют при этом не менее 10 лет — многие компоненты готовой машины просто устаревают к моменту начала серийного производства. Применение же цифровых компонентов заметно упрощает их замену на новые в будущем, не требуя сложных доработок всего самолета.

И танки наши быстры! Премьеры Парада Победы 2020

Что касается тактики применения, то по информации ТАСС, в июне 2020 года прошли интересные испытания: истребитель Су-57 выступил в качестве управляющего центра для группы истребителей Су-35С. Машины при этом в автоматическом режиме обменивались информацией, которая после этого обрабатывалась информационно-управляющей системой каждого самолета. Такая концепция применения может быть интересна с учетом достаточно небольшой партии заказанных Су-57: до 2027 года в войска должны быть поставлены 76 самолетов этого типа. Для использования их в качестве командирских самолетов для более простых и дешевых Су-35С и Су-30СМ этого количества вполне достаточно. Более того, малозаметному Су-57 в таком случае совершенно необязательно будет использовать свою собственную радиолокационную станцию, что позволит самолету не демаскировать себя и действовать намного эффективнее.