Must read: Готовим автомобиль к путешествию

Как отправиться в турне на личном авто и не попасть в неприятности, рассказывает автоэксперт.

Елена Никитенко

Елена Никитенко
автоэксперт


Лето у каждого свое: у кого-то — море и пляж, у кого-то — автомобиль и дорога. Мне просто жизненно необходимо хотя бы раз в году бросать все, садиться за руль и наслаждаться долгим, но очень волнительным путешествием за рулем. Тем более, что в этом году в условиях «закрытия мира», такие путешествия становятся более чем актуальными…

Прошлым летом моей семьей был сделан серьезный марш-бросок в солнечный Узбекистан — из Алматы до Муйнака через Шымкент, Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву. 4500 километров, 10 дней в пути и столько красоты вокруг! Древние города Шелкового пути, тысячелетние строения, «призраки» кораблей Аральского моря в Муйнаке, фрукты, дыни и плов — мечта…

В путешествиях не все всегда бывает гладко, например, дороги. Поэтому важно готовить автомобиль тщательно. Фото: Елена Никитенко

Конечно же, большую роль в таких путешествиях играет и сам автомобиль. От его технического состояния зависит ваш максимальный комфорт (или дискомфорт) во время всей поездки. Поэтому автомобиль необходимо готовить не мене тщательно, чем самих себя, уделяя большое внимание технической стороне вопроса.

И именно поэтому на подготовке автопутешествия мне бы хотелось остановиться подробнее: все, перечисленное мной ниже, одинаково важно для тех, кто собирается отправиться в путешествие на автомобиле.

Техническая подготовка автомобиля к путешествию

В целом, при технической подготовке транспорта к длительным путешествиям ничего сверхъестественного не требуется. Пройдемся по пунктам.

  • Самое первое и быстрое — провести полную диагностику автомобиля: подвески, рулевого управления, двигателя. Можно самостоятельно, если имеются подобные навыки, можно — на СТО или специализированном сервисе.
  • Отработать по результатам диагностики: заменить все, что вызывает сомнения у механиков, чтобы не менять это потом где-то посередине дороги. Даже если поломка кажется вам не очень критичной, помните, искать шаровую или пыльник на ваш автомобиль, к примеру, между Бухарой и Хивой не представится возможным — там нет ничего, кроме песка и жары под 50.
  • Заменить все расходники, даже если их срок еще не вышел: поверьте, многокилометровое испытание дорогой труднопереносимо не только вам, но и автомобилем, привыкшим к городским условиям, хорошему топливу и спокойной жизни.
  • ТО по гарантии. Если ваш автомобиль — на официальной гарантии, и подходит срок официального ТО, сделайте его заранее, чтобы не беспокоиться потом, что вы превысили нужный пробег (потому что не факт, что там, куда вы направляетесь, вы найдете официального дилера вашего бренда, чтобы провести ТО).
  • Обязательно проверьте шины: если они прилично изношены, или на них имеются уплотнения, трещины, заделанные когда-то порезы или проколы — меняйте их. Длительного путешествия они могут не пережить. И обязательно имейте ремкомплект для шин и запаску (а то и не одну).

Перед поездкой обязательно проверьте шины! Фото: Елена Никитенко

Что всегда должно быть в автомобиле?

Так, с основными операциями по техническому состоянию автомобиля закончили. Что дальше? Дальше вам необходимо собрать его в долгую дорогу. Что же должно быть в автомобиле априори? Записывайте — все из опыта.

  • Аптечка (собранная вами вручную, исходя из личных потребностей в медицине — аллегрия, слабый желудок, плохой иммунитет, укачивание и так далее). Не скупитесь на хорошие лекарства, иначе болезнь легко можнет омрачить вам отдых.
  • Знак аварийной остановки
  • Домкрат
  • Балонник
  • Буксировочный трос
  • Перчатки
  • Светоотражающий жилет.

Фото: Елена Никитенко

Если вы едете надолго и в места дикие, без цивилизации и возможности что-то докупить по дороге, то тогда точно не помешают:

  • запасной набор лампочек для фар,
  • провода для прикуривания,
  • фонарь,
  • лопатка (если предусмотрен съезд с асфальта),
  • технические жидкости.

Все это не займет много места в багажнике, но может пригодиться в любой момент. И лучше пусть будет под рукой, чем нет.

Лучше дважды проверить, все ли вы взяли с собой. Фото: Елена Никитенко

Как построить маршрут путешествия?

Теперь — о самом маршруте. Можно, конечно же, ехать наобум. Но лучше — четко знать, куда вы держите путь и иметь четкое представление о маршруте, километраже и прочем. Поэтому построению маршрута вашего путешествия необходимо уделить достаточно много времени.

Вы просто обязаны знать, где по пути вашего следования есть АЗС, больницы, посты дорожной полиции, кафе и прочие сервисные пункты. Желательно «проинспектировать» дороги на пример оплаты за проезд по ним, пробок, ремонта и прочих неурядиц и иметь пути объезда, чтобы не терять драгоценное время. Если ваш километраж — внушительный (как, например, у нас) и едете вы по жаре, то путь хорошо бы разбить на комфортные перегоны по 400-500 км в день, а между ними делать перерывы хотя бы по 3-4 часа.

Топливо на вашем пути не везде может быть отменного качества. Иногда встречаются и вот такие экземпляры под гордым именем АЗС. Фото: Елена Никитенко

Любой водитель знает, что самая опасная езда — не ночная (хотя и ночью желательно не выезжать), а в сумерках, когда «все кошки серы». Поэтому планировать маршрут надо так, чтобы преодолевать перегон за световой день. Потом — заслуженный отдых.

Ваш смартфон (или навигатор) также должен быть готов к путешествию: заранее загрузите в него карты тех государств и городов, которые планируете посетить. Сделать это на месте иногда бывает проблемно, проверено. Кроме того, не забудьте положить в автомобиль не только провода для зарядки смартфонов, но и переходник для зарядки через прикуриватель — обязательно пригодится в дороге. Проверено.

По возможности, все эти приложения и карты должны «уметь» работать без интернета — на трассах и в других странах бывает всякое (к примеру, в нашей первой поездке в Узбекистан было очень сложно приобрести местную сим-карту, приходилось обходиться лишь оффлайн-картами, сейчас — все получше, но на трассах все равно бывают и провалы со связью).

Если с вами едут дети, позаботьтесь об их комфорте — спать в машине они будут в любом случае. Фото: Елена Никитенко

Последним пунктом хочу обратить особое внимание, что нужно иметь с собой в машине в длительных поездках:

  • хороший запас питьевой воды (бывают моменты, когда купить ее на трассе просто негде, а если водителя или пассажиров мучает жажда, ни к чему хорошему это не приведет),
  • всевозможные развлекательные средства для детей, если путешествуете с ними. Это могут быть различные игры, закачанные в телефон или настольные, книги, раскраски и так далее. Оборудуйте им удобные места в автомобиле, и проблем не будет. Кстати, учтите, что для зарядки их гаджетов вам также потребуется место — удлинитель или еще один переходник не помешают (в зависимости от комплектации самого автомобиля).
  • пара канистр с топливом (правда, перед поездкой лучше уточнить, сколько литров топлива можно провозить через границу — в Узбекистане, к примеру, только 10),
  • влажные и обычные салфетки,
  • активированный уголь (или его аналоги) на всякий случай,
  • термос с кофе (поверьте, если вы — любитель этого напитка, хорошего кофе на трассе не найти).

От себя, как от автопутешественника с определенным стажем, могу посоветовать тщательно выбрать музыкальное сопровождение всего трипа: скачайте музыку заранее и запишите на флешку, чтобы было наверняка. И заранее ознакомиться с правилами ПДД в стране, куда собираетесь ехать — ведь совсем не хочется тратить время на оплату штрафов и разговоры с полицией.

Это — Хива на закате. Только ради таких видов стоит путешествовать! Фото: Елена Никитенко

И главное: когда, вроде бы, все готово, еще раз пройдитесь по списку и убедитесь, чтобы все было на месте, проверьте себя еще раз. И в добрый путь!