Откуда едут автомобили в Россию: Бывший СССР в деле

Автоэксперт рассказывает, откуда в Россию попадают новые автомобили в период пандемии коронавируса.

Елена Никитенко

Елена Никитенко
автоэксперт


Пандемия коронавируса так или иначе сказалась на всех сферах бизнеса. Автопром пострадал, наверное, сильнее других. Падение рынка, падение покупательской способности, потеря возможности в целом прийти в салон и приобрести автомобиль… Заводы — и те остановились на какое-то время, отправив рабочих по домам. Следовательно, значительно сократился и импорт новых автомобилей, в том числе и в Россию.

Автостат отмечал 15% падение импорта легковых автомобилей уже по итогам первых трех месяцев года. Федеральная таможенная служба отчиталась: с января по март (включительно) в Россию было ввезено автомобилей на сумму 1 млрд 349,1 млн долларов. Падение импорта в апреле–июне еще не проанализировано, но, думается, что цифры будут не очень радужные.

Откуда же в Россию попадают автомобили, кроме Японии, США и ОАЭ? Бывший СССР и союзные республики! Ведь как минимум три из них — Беларусь, Казахстан и Узбекистан — нет-нет, да снабжают нас новыми автомобилями собственной (и даже не всегда отверточной) сборки.

Беларусь

Сейчас Беларусь поддерживает наш авторынок одним брендом и четырьмя моделями. Это китайский Geely: кроссоверы Atlas, Coolray, Emgrand X7 и седан Emgrand 7 (есть еще хэтчбеки GS, но они «привозные», китайские).

Фото: Qin Qing/globallookpress.com

Собираются эти модели на заводе СП «БелДжи» под Борисовым по полному сборочному циклу с уровнем локализации 52% (если верить заявлениям и документам). Сам завод был основан в 2011 году, а в 2013-м — с конвейера сошел первый Geely. На полный цикл со сваркой и окраской кузовов «БелДжи» перешел лишь в конце 2017 года.

Завод «БелДжи»

Открытие: 17 ноября 2017 года.
Расположение: между Борисовом и Жодино, площадь 118 га.
Сотрудники: более 1,3 тыс. человек.
Автомобили белорусской сборки марки Geely сертифицированы согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, испытаны по методике Euro NCAP

Если говорить о 2019-м, то «БелДжи» выпустил более 12 000 автомобилей, продал — 11 000. На экспорт в Россию ушло 60% ассортимента, но больше всего спросом пользовался Atlas (почти половина продаж — его), затем — Emgrand X7 (30%) и Emgrand 7 (20%).

Старт 2020-го на заводе тоже взяли отлично — в первом квартале экспорт Geely в нашу страну увеличился в 2,5 раза, а всего свет увидели более 5000 машин (и больше половины из них — для российского рынка). Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Фото: ТАСС

Четвертой моделью, собираемой на белорусском «БелДжи», стал компактный кроссовер Coolray (урожденный Binyue, с заводским индексом SX11). Дизайн карандаша бывшего шеф-дизайнера Volvo Cars Питера Хорбери, упор на молодежь, платформа CMA (также совместно с Volvo и XC40), 1,5-литровый турбированный мотор (177 л. с. и 255 Нм), 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями и передний привод — это если вкратце.

Пока Coolray собирают по методу крупноузловой сборки, но в планах — переход на полный производственный цикл. А вот основным рынком для сбыта и Китай, и Беларусь намерены сделать именно РФ. Цены на российском рынке стартуют с 1 290 000 рублей.

И если коронавирус подпортил всем планы не совсем основательно, в 2020 году с конвейера «Бел Джи» сойдет еще одна модель — купе-кроссовер FY11.

Казахстан

На сегодняшний момент, единственным заводом в Казахстане, поставляющем автомобили в Россию, стал «СарыаркаАвтоПром». Например, в июле прошлого года на рынок РФ ушло 694 кроссовера JAC (всего же с начала года было экспортировано 1219 автомобилей этой марки).

Фото: JAC

Благодаря казахстанскому заводу JAC смог более менее внятно вернуться на российский рынок. Сейчас в ассортименте две модели — кроссоверы JAC S3 и JAC S5, и обе они — казахстанской (пусть и «отверточной») сборки. Причем, S5 — уже обновленный, в более интересной комплектации: Intelligent: люк, 18-е колеса, датчик света, сенсорный дисплей диагональю 7 дюймов, задние парктроники, система помощи при страте на подъеме, зеркала с электроприводом и обогревом и так далее. Цена — 1 000 069 рублей.

Фото: JAC S5

Третьей моделью, собранной в РК и продаваемой в РФ, стал пикап JAC T6. Цены — от 1 000 299 до 1 000 499 рублей. Моторы — бензин (2,0 л, 177 л. с.) и наддувный дизель (2,0 л, 136 л. с.). Коробка передач — 6-ступенчатая «механика» без вариантов и полный привод.

Завод «СарыаркаАвтоПром»

Открытие: 25 августа 2011 года.
Расположение: под Костанаем
Линейка производимой продукции на сегодняшний день представлена следующими брендами: JAC, Ankai, Yutong, Peugeot, Hyundai, Ravon, Niva Chevrolet, UAZ, MAN

Всего же экспорт автомобилей JAC, Ravon и Hyundai в Россию увеличился в 10 раз (по сравнению с 2018 годом) — с начала 2019 года на экспорт ушло 2629 автомобилей, по году 2020 пока мало данных А вот сборка электрического паркетника JAC iEV7S не налажена Костанайском заводе до сих пор.

Кроме китайских кроссоверов JAC на «СарыаркаАвтопроме» в марте 2020 года (едва ли не в самый разгар пандемии и ЧС) был дан старт производству автомобилей Chevrolet из машинокомплектов из Узбекистана под эгидой UzAuto Motors (бывшая GM Uzbekistan)

Интересно, что раньше, до 2018 года, сборка моделей бренда Chevrolet была налажена на еще одном казахстанском автомобильном заводе — «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Причем, там автомобили собирались исключительно из корейских машинокомплектов — Aveo, Tracker и Captiva. А «СарыаркаАвтоПром» промышлял сборкой узбекского Ravon (в миру Daewoo), но все меняется. И теперь сменился не только завод-сборщик, но и модельный ряд.

На сегодня на заводе в казахстанском Костанае собирают седаны Chevrolet Cobalt и Malibu и легкую коммерческую технику — микроавтобусы Damas и грузовики Labo. Они не претерпели особых изменений с середины 90-х, но оба востребованы на рынке, особенно сейчас. В планах завода — расширять гамму моделей, на примете — кроссовер Tracker и внедорожник TrailBlazer, которые стоят на сборке в Узбекистане с декабря 2020 года.

Фото: TrailBlazer

Почему мы говорим о них здесь? Потому что планы у производственников большие: планка на 2020 год — 26 000 автомобилей, половина из которых должна уйти на экспорт в РФ и страны ближнего зарубежья. А далекоидущие планы — 100 000 автомобилей в год.

Ответ на вопрос, почему Узбекистан не поставляет свои автомобили напрямую в Россию, прост. Казахстан находится в едином таможенном пространстве с Российской Федерацией, а Узбекистан — нет. Соответственно, эти условия не могут не сказаться на ценах.

Узбекистан

Но и Узбекистан не стоит на месте. Буквально в начале 2020 года американский концерн General Motors и UzAuto Motors подписали соглашение на продажу автомобилей в России, Казахстане и Беларуси под маркой Chevrolet.

Фото: Chevrolet Onix

До этого времени бренд Chevrolet категорически не присутствовал в бюджетном сегменте рынка в России года с 2015 (если не брать в расчет Chevrolet Niva). Теперь же на рынок России приходят выпущенные в Узбекистане Spark, Nexia и Cobalt (следовательно, Ravon покинет рынок с лета 2020-го).

Завод UzAuto Motors

Открытие: 2019 год (бывший GM Uzbekistan).
Расположение: в Асаке, производственная площадь — 72 га, работа по полному циклу.
Проектная мощность: 250 000 автомобилей в год.

В 2019 году предприятие уже выпустило 271 000 автомобилей и собирается лишь наращивать производство (до 300 000). Если, конечно же, на них не сильно повлияла пандемия коронавируса. Но пока корректировки планов замечено не было.

Также в планах у UzAuto Motors есть и запуск новой линейки моделей, стоящих на единой глобальной платформе GEM (Global Emerging Markets). Она была создана и разработана специально для Китая и Южной Америки и на ней уже «стоят» Chevrolet Onix и Tracker. И если последней мы увидим наверняка, то вот Onix — пока плотно стоит в планах.