Кинематограф победителей: фильмы о войне, признанные во всем мире

Кинематограф победителей: фильмы о войне, признанные во всем мире

Фото: РИА Новости

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Какие работы режиссеров из СССР показали зарубежному зрителю масштаб трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советских людей?

«Хрущевская оттепель» ознаменовалась подлинным расцветом кинематографа в Советском союзе. Ослабление цензуры и расширение свободы творчества в этот период привели к появлению фильмов, в которых поднимались темы, ранее запретные или находящиеся в плену строгих шаблонов. Новые веяния в отечественном киноискусстве не прошли мимо картин о Великой Отечественной войне. Режиссеры 50–60-х отчетливо помнили ужасы и лишения той поры: необходимость рефлексии, не отягощенной грузом строгих цензурных и идеологических рамок, была для них очевидной. Фокус их внимания сместился с полей сражений на разрушенную войной повседневную жизнь советских людей. Обретя «второе дыхание», кино о Великой Отечественной войне получило широкое признание как в родной стране, так и за рубежом.

«Летят журавли»

Фильм Михаила Калатозова ждал настоящий триумф во всем мире. «Летят журавли» стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а Татьяна Самойлова — главной звездой престижного киносмотра.

Трейлер фильма «Летят журавли»

Фильм стал хитом проката во Франции, собрав у экранов страны около 5,4 млн зрителей (4-е место по итогам 1958 года). Зарубежные критики превозносили актерскую игру Самойловой и Баталова, новаторскую и виртуозную работу оператора Урусевского и режиссерское мастерство Калатозова.

«Россия запустила здесь спутник в области культуры: это был волнующий и красноречивый фильм о несчастных возлюбленных. Двухчасовой советский кинофильм, первый из семи, которые будут идти в Америке по программе обмена, потряс на блестящей премьере небольшую группу из Голливуда. Его главными чертами являются прекрасные съемки, превосходная игра актеров и оригинальность режиссуры», — отреагировал на премьеру «Летят журавли» в Вашингтоне обозреватель издания New York Herald Tribune.

«Баллада о солдате»

История простого советского солдата Алеши Скворцова также нашла широкий отклик среди зарубежной аудитории.

«Этот фильм захватывает и волнует самых искушенных кинокритиков, так же как он трогает и волнует простых зрителей», — говорится в рецензии, опубликованной в американском журнале Saturday Review.

Кадр из фильма «Баллада о солдате». Фото: РИА Новости

Один из лидеров итальянского кино Пьер Паоло Пазолини был глубоко восхищен режиссерским мастерством своего советского коллеги Григория Чухрая.

«Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как будто в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения», — восторгался автор «Аккатоне» и «Теоремы».

Картина Чухрая была признана одним из лучших фильмов года в Италии, Великобритании, Дании, США и получила номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий».

«Иваново детство»

Дебют Андрея Тарковского сразу же принес ему всемирную известность. В 1962 году «Иваново детство» получило «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Иваново детство». Фото: globallookpress

Горячим поклонником фильма был великий французский писатель и философ Жан-Поль Сартр, назвавший картину одной из самых прекрасных из увиденных им в последние годы. После того, как ряд левых европейских изданий обвинил Тарковского в «устаревшем» символизме, Сартр обратился в редакцию итальянской газеты L'Unita с письмом в защиту «Иванова детства».

«Здесь, на Западе, мы сумели оценить стремительный мир Годара и медлительность Антониони. Но нам в новинку сочетание этих двух скоростей у постановщика, который не черпает вдохновения в произведениях ни того, ни другого автора. Режиссер передает военное время в его невыносимой медлительности и в том же фильме перескакивает из эпохи в эпоху…», — подчеркивает эстетическую самобытность фильма писатель.

«Иваново детство» стало настоящим учебником операторского искусства. 14-кратный номинант на премию «Оскар» Роджер Дикинс считает работу своего коллеги Вадима Юсова самой прекрасной в истории и жалеет, что так и не смог с ним встретиться. Визуальные отсылки к «Иванову детству» присутствуют в сериале «Настоящий детектив» от HBO, а также в культовом «Мертвеце» Джима Джармуша и в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

«Восхождение»

В отличие от «Проверки на дорогах» Алексея Германа, фильм Ларисы Шепитько, также поднимающий тему коллаборационизма части советских граждан в годы войны, не попал на пресловутую «полку».

Кадр из фильма «Восхождение». Фото: РИА Новости

При этом режиссеру картины ставили в упрек, что она сняла «религиозную притчу с мистическим оттенком» по мотивам партизанской повести. Тем не менее, фильм обрел защитника в лице первого секретаря ЦК компартии Белоруссии, ветерана Великой Отечественной войны, и благополучно вышел в прокат.

«Восхождение» представляло советский кинематограф на Берлинском кинофестивале в 1977 году, завоевав главный приз смотра, «Золотого медведя». Лариса Шепитько стала звездой мировой режиссуры, но, к сожалению, погибла в автокатастрофе во время съемок фильма «Прощание с Матерой» в 1979 году. Знаменитая американская писательница и корифей художественной критики Сьюзен Зонтаг назвала «Восхождение» «самым волнующим фильмов о войне из мной виденных».

«Иди и смотри»

«Ад войны здесь перенесен на экран», — бескомпромиссно заявил обозреватель France-Presse, посмотревший последний фильм Элема Климова.

«Иди и смотри» вышел в прокат в год сорокалетия Победы и потряс зрителей невиданным доселе натурализмом и безжалостной реалистичностью происходящего.

Кадр из фильма «Иди и смотри». Фото: РИА Новости

Подавляющее большинство зарубежных критиков восприняли радикальный художественный метод Климова единственно верным образом — как протест против насилия и войны в целом. В общем хоре восторженных рецензий тонет одинокий голос обозревателя The Washington Post Риты Кемпли, утверждающей, что режиссер перегнул палку, изобразив нацистов как жестоких маньяков. Слова эсэсовца «Не все народы имеют право на жизнь… вас не должно быть» автор рецензии называет реверансом в сторону Политбюро и советской пропаганды. К счастью, подобная точка зрения является маргинальной, и «Иди и смотри» по праву признается многими критиками лучшим в истории фильмом о природе человеческого зла и войне.


Новости партнеров


Новости СМИ2