Что читать весной 2020 года?

История об ирландских трупах, которые после смерти продолжают сквернословить, книга о поколении миллениалов, политическая сатира от короля хоррора и многое другое.


Наконец-то произведение Мартина О Кайна «Грязь кладбищенская» появилось на русском языке. Эту книгу я прочитаю первой из весенних новинок, поэтому начну обзор именно с нее. Как вам название? На ее обложке должно быть нарисовано кладбище или какой-нибудь готический склеп, но не спешите воспринимать произведение по «одежке». Считается, что это одна из главных книг ирландской литературы второй половины XX века и выдающийся образец модернизма. 70 лет за перевод «Грязи» боялись браться, но не из-за названия или сюжета: сложность заключалась в изобилии ирландского фольклора. Все персонажи книги мертвы и похоронены на кладбище, но ирландские трупы злословят и обмениваются сплетнями, их продолжают заботить те же проблемы, что и при жизни. Это философская сатира. Автор предлагает задуматься над скоротечностью времени и суете, в которой проходит наша жизнь.

Раз уж речь зашла об ирландской литературе, то следующим автором порекомендую ирландскую писательницу Салли Руни и книгу «Нормальные люди». Руни нет еще тридцати, а ее уже называют «Сэлинджером для миллениалов» или «Сэлинджером для поколения снэпчата». Сильно звучит, не так ли? Сюжет драмы «Нормальные люди» рассказывает о двух старшеклассниках. Герои принадлежат к разным социальным кругам, но на протяжении многих лет после окончания школы они связаны друг с другом. Это история о том, что значит быть юным и влюбленным в современном мире.

Если молодежная англоязычная литература вас не интересует, то можно обратиться к уже классическому автору — прочитайте «Заветы» Маргарет Этвуд. Это продолжение бестселлера «Рассказ служанки». Представьте, что США — тоталитарное государство, где общество поделено на касты, а правят ими религиозные радикалы. Женщины не имеют права любить, писать, читать и иметь собственность. Большинство из них являются «сосудами» для вынашивания потомства. Они «служанки», обязанные раз в месяц встречаться с хозяином, чтобы зачать. «Заветы» получили престижную Букеровскую премию по литературе еще до появления на прилавках магазинов. События в книге происходят спустя семнадцать лет после «Рассказа служанки». В новой книге женщина может иметь единственную власть — над другими женщинами и заслужить настоящий памятник за свои труды.

Я обожаю утопии и антиутопии, они дают нам возможность подсмотреть через замочную скважину в наше альтернативное (или предполагаемое) будущее, взглянуть на самих себя с другой стороны и что-то понять о нашем обществе, нас самих. Хотя Маргарит Этвуд жанр своего нового романа определяет термином «speculative fiction», введенным Робертом Хайнлайном, и просит не называть ее книгу научной фантастикой.

Кадр из сериала «Рассказ служанки» по произведению Маргарет Этвуд.

От антиутопии и личных откровений к королю хоррора, а именно к Стивену Кингу и роману «Институт». Если этот автор выпускает новую книгу, то она обязательно должна появиться в подобном литературном обзоре. Уже известно, что по произведению планируют снять мини-сериал. Кинг давно стал брендом, многие его истории обречены на экранизацию. «Институт» рассказывает о жестокой тюрьме, спрятанной под видом учебного заведения. В ней находятся одаренные дети со сверхъестественными способностями (телекинез, телепатия). Выбраться из этого места невозможно. В новой книге Стивен Кинг высмеивает современные США, с их политическим устройством и особенностями. Виртуозная сатира в неподражаемой авторской манере.

У одного из ведущих российских писателей Алексея Иванова выходит очень личная книга — «Быть Ивановым». Заявлено, что она появится весной 2020 и в ней автор поделится с читателями своими взглядами на разные темы. Планируется, что там будут разделы о культуре, творчестве, обществе, интернете, России и личной судьбе. Книга создавалась вместе с читателями, которые стали ее соавторами. Выход каждого произведения Иванова становится значительным литературным событием, я уверен, что его новая работа не станет исключением.

Другие отечественные писатели тоже не отстают. Анонсировано, что в середине весны или уже в мае (пока более точной даты нет) выйдет новый сборник публицистики Захара Прилепина «Имя рек. 40 причин поспорить о главном». Прилепин не только яркий прозаик, матер художественного слова, но и не менее талантливый публицист.

Весной нас ждет и новый сборник рассказов Романа Сенчина «В залипье». Сенчин — современный бытописатель, наблюдательный, умный и часто депрессивный. Но это не значит, что он пишет мрачную и унылую прозу — его главный герой сама жизнь со всеми ее минусами и плюсами.

А чтобы лучше разбираться в современной литературе рекомендую книгу одного из ведущих отечественных критиков Галины Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг». Она должна поступить в продажу в середине весны.

Писательница и литературный критик Галина Юзефович. Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Странно, что многие литературные обзоры не включают в себя поэтические сборники, словно в российской поэзии ничего не происходит. В самом начале марта вышла книга Дмитрия Воденникова «Стихи обо всем». Его стихи глубоко лиричны, он стремится обнажить всего себя перед читателем, но при этом в них много эгоизма и глянца. Он разный: глубокий и поверхностный, жестокий и нежный, равнодушный и рефлектирующий.

Очень рад выходу книги стихов Марии Затонской «Дом с птицами». Ее стихи насыщены деталями, наблюдательностью и чувствами. В них есть любовь, жизнь, смерть, детство, старость, прошлое и настоящее. Это особый авторский мир с уже сложившимся поэтическим видением и читателю будет интересно в него погружаться вместе с автором.

Новая книга стихов Анны Долгаревой «Русский космос» появилась на прилавках магазинов в начале этого года. В ее стихах вы найдете размышления о войне, жизни, любви и одиночестве. Ей тесно в рамках традиционной поэзии, в привычных ритмах и размерах, из которых она пытается вырваться, чтобы сказать, что для нее важно.

И в качестве бонуса. Новая книга нобелевского лауреата и китайского автора Мо Янь «Лягушки» вышла в феврале, но я уверен, что ее многие не успели прочитать, поэтому решил включить в этот весенний обзор. В произведении рассказывается о Китае второй половины XX века, когда государство ввело политику «Одна семья — один ребенок». Главная героиня акушерка, чье призвание дарить жизнь, но новые условия вынуждают ее идти против своего призвания. Несмотря на то, что власти заботятся об общем благе, ей трудно в новых обстоятельствах. Как жить с таким грузом и идти против своего предназначения?