НХЛ все ближе, КХЛ все дальше: Какой хоккей смотреть по ТВ и онлайн?

НХЛ анонсировала скорое проведение своих матчей в России. Причем игры будут самыми, что ни на есть, официальными — в рамках регулярного первенства.

Владимир Жарков

Владимир Жарков
спортивный обозреватель


К нам едет НХЛ!

Заокеанский хоккей становится во всех смыслах ближе российскому поклоннику этого замечательного вида спорта. Никогда прежде матчи «регулярки» НХЛ на территории нашей страны не проводились — ими в разное время воочию имели счастье наслаждаться только жители Северной Америки, некоторых стран Западной Европы и Японии. Правда, девять лет назад в Санкт-Петербург приезжала «Каролина Харрикейнз», однако визит «ураганов» в 2010-м году носил исключительно товарищеский характер. Еще раньше, во времена СССР, у нас гостили и другие представители сильнейшей лиги мира.

Но вскоре эта несправедливость будет исправлена. Еще непонятно, когда именно и какие конкретно команды будут соревноваться на территории, подвластной КХЛ. Заместитель комиссара лиги Билл Дэйли сообщил только, что постараются «привлечь клубы с российскими звездами к участию в матчах в России».

Бесплатный импорт и платный отечественный продукт

Впрочем, названия команд не так уж и важны, потому как российские поклонники хоккея смогут наблюдать за этими матчами, как и за другими играми НХЛ, даже без похода на ледовую арену. С этого сезона все матчи регулярного чемпионата НХЛ и Кубка Стэнли транслирует в Яндекс. Российская компания подписала с лигой контракт на три года. Все трансляции — в открытом доступе, прямые, с русскоязычным комментарием и, что самое главное, бесплатные — достаточно интернета хорошего качества и наличия смартфона, планшета или компьютера. В то же время родная лига — Континентальная — все глубже прячется от своего зрителя. На федеральном МАТЧ. ТВ показывают 3-4 игры в неделю, остальные — на тематических хоккейных каналах КХЛ. ТВ и его HD-версии. Их транслируют по кабельным сетям различные операторы по всей стране, они же и определяют ценовую политику. То же самое касается и интернет-трансляций. Там, конечно, есть почти все, но за дополнительные деньги. На сайте video.khl.ru сезонный абонемент на матчи с участием любимой команды стоит 2499 рублей, за абсолютно все игры (включая плей-офф) придется выложить 4999 рублей.

У лиги есть и свой YouTube канал, но:

— С 4-го сезона КХЛ у лиги появился собственный канал на популярном видеохостинге YouTube, просмотр видео для болельщиков из России почему-то запрещен, — гласит цитата с официальной страницы лиги.

Для сравнения: все матчи казахстанского «Барыса» из Нур-Султана показывает телеканал KazSport, игры минского «Динамо» транслируются государственными ТРК холдинга «Беларусь», а для рижского «Динамо» и вовсе создан собственный телеканал, ни один другой клуб лиги этим не может похвастаться. И только российский зритель вынужден где-то что-то выискивать, да еще и дополнительные деньги за это отдавать. Что же произошло? Почему отечественный продукт прячется от своего же потребителя, тогда как заморский преподносится на блюдечке? Попробуем разобраться.

Просчитали или просчитались?

На самом деле, ответ лежит на поверхности, точнее — бизнес-поверхности. Понятно, что Яндекс не стал бы бесплатно показывать 1300 матчей из альтруистических побуждений. Любые трансляции требуют огромных затрат, и их кому-то непременно надо покрывать. По данным «Ведомостей», зарегистрированная в Нидерландах российская трансляционная компания выложила за право показывать игры НХЛ порядка шести миллионов долларов, выиграв финансовую схватку у Матч ТВ, Okko, Eurosport и Telesport Group. В отличие от платформы Okko, с нового сезона «подмявшей» под себя Английскую Премьер-лигу, Яндекс планирует насытить свой эфир рекламой, чем, по всей видимости, и попытается компенсировать огромные затраты. Заокеанская же лига только рада запустить в России свой бизнес-проект, причем чужими руками, да еще и неплохо заработать на этом. А со временем переключить внимание местных болельщиков на североамериканский экшн и отвадить их от КХЛ.

«Континенталы» же пытаются заработать на «сдаче бутылок», нося при этом норковые шубы. Какой смысл продавать трансляции, находясь на весьма щедром финансировании? Мощные финансовые покровители явно не обижают деньгами свое детище, неужели не хватает средств на карманные расходы? В спонсорах лиги значатся серьезные отечественные и зарубежные партнеры — от компаний с государственной долей участия до производителя контрацептивов.

Получается, НХЛ с помощью денег Яндекса перекупает себе зрителя на чужой территории, нанося превентивный удар? Все пропало? Да нет, не спешите заранее хоронить перспективы развития и популярности Континентальной хоккейной лиги. Трехлетняя халява закончится, и только тогда станет понятно — просчитал ли все Яндекс или просчитался. Если компания не разочаруется в хоккее, продолжит его показывать, но при этом примет решение начать брать даже символическую плату за просмотр продукта, этот шаг будет обречен на провал. Россияне скажут огромное спасибо за зрелище высочайшего уровня, недолго повозмущаются и снова начнут свою пиратскую деятельность на просторах «всемирной паутины». У нас некоторые до сих пор коммунальные счетчики магнитами перематывают, а тут надо еще за кукую-то там НХЛ платить. Да ни за что на свете!

Волноваться не стоит? Или…

Конечно, за три сезона кто-то на самом деле может окончательно переключиться с Кубка Гагарина на Кубок Стэнли, однако вряд ли этот отток будет носить глобальный характер. При прочих равных наш зритель все равно будет переживать за свое родное. Мы не китайцы с японцами, которые массово становятся истеричными фанатами зарубежных клубов только из-за того, что за них выступают их соотечественники. Мы любим Овечкина в «Вашингтоне», а не «Вашингтон» в Овечкине.

В общем, КХЛ особенно не стоит беспокоиться по поводу того, что Национальная хоккейная лига захватывает российский рынок. Правда, ровно до той поры, пока наш спорт высоких достижений сидит на бюджетной игле. Как только Континентальная лига и все ее клубы перейдут на самоокупаемость, отечественный хоккей вообще может перестать быть доступным рядовому зрителю. Да и смотреть особо будет не на кого — все лучшие и так играют за океаном, а в новых финансовых условиях уедут даже средние игроки.