«Снимай пиджак, иди домой»: Грустный сказ о реалиях и перспективах «Спартака»
Никогда такого не было, и вот опять — «Спартак» накрыл очередной девятый вал кризиса. Правда, в отличие от предыдущих, у новой волны возмущения нет какой-то конкретной жертвы.
Владимир Жарков
спортивный обозреватель
Под шквалом возмущения и критики фанатов «народной команды» оказались все — от игроков запаса до первого руководителя десятикратных чемпионов России. Впрочем, больше других все равно достается главному тренеру. Сейчас Олег Кононов, пожалуй, самая ненавистная фигура в красно-белом сообществе.
«Спартак» — № 1 в России?
Можно сколько угодно проводить социологические исследования, утверждающие, что самый популярный клуб в России — «Зенит». Не возбраняется в это и свято верить — страна свободная. Однако вряд ли просто будет оспорить и то, что вся «народность» сине-бело-голубых ограничивается Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.
«Спартак» же вне конкуренции на всем пространстве необъятной России — так было, есть и наверняка будет, если не всегда, то еще очень долго. Любое упоминание об этом московском клубе вызывает живой отклик в сердцах болельщиков, хотя это вовсе не означает, что «Спартак» повсеместно любим. Популярность ведь может носить в себе не только позитивный окрас. Любые эмоции, кроме равнодушия — это уже признание.
Скоро исполнится год с того момента, как Кононов возглавил красно-белых. Для «Спартака» это уже серьезный срок — из пяти предшественников белорусского специалиста только Массимо Каррере удалось задержаться дольше, чем на один сезон. Но итальянец не в счет — он, по счастливому стечению обстоятельств оказавшийся в нужное время в нужном месте, стал священной красно-белой коровой, болельщики его по-прежнему боготворят и готовы в прямом смысле носить «алленаторе» на руках. А вот Кононов за неполных 12 месяцев у руля «спартачей» пережил такую крутую синусоиду чувств, которую многие и за всю жизнь испытать не в силах. Его то смешивали с грязью, что чуть ли не возносили до небес. Сейчас настало время психической атаки. Впрочем, в этих перепадах тренер, по большому счету, виноват сам. И, чтобы убедиться в этом, достаточно изучить манеру его поведения.
«Пошел на войну и попал в плен»…
Есть две категории людей: одни считают, что первое мнение о человеке — самое верное, для других оно — ошибочное. Существует также поговорка, согласно которой встречают по одежке, провожают по уму. К чему я это? Да к тому, что Кононов подходит по все вышеуказанные описания. Он пришел в «Спартак» на пике «карреромании», из-за чего был воспринят фанатским активом в штыки, получив обидное прозвище «Пиджак». И ведь до сих пор почти невозможно ответить на вопрос, что это за «фрукт» — господин Кононов? Кто-то говорит, что он — мямля. Кто-то утверждает обратное. С одной стороны, Олег Георгиевич не позволяет себе повышать голос на игроков и журналистов, с другой — с кислой миной пытается всех вокруг убеждать, что у него все под контролем, при этом зачастую несет откровенную «дичь». То он собирается ставить в команде футбол имени Бескова и возрождать знаменитые «кружева», то забывает о своих совах и заявляет о главенствующем факторе результата.
То есть, вообще непонятно, каким было первое впечатление о нем — верным или ошибочным. А вот «пиджак» прилип к Кононову, словно был посажен на суперклей. И своим поведением он сам все делает для того, чтобы это прозвище закрепилось за ним навечно. В армии «пиджаками» называют офицеров, призванных на службу после окончания гражданских ВУЗов, в новой для себя среде им приходится завоевывать авторитет и уважение практически с нуля. Можно сказать, что и Кононов попал на «войну» с «гражданки». «Спартак» после «Арсенала», «Краснодара» и даже «Ахмата» — это настоящая зона боевых действий, причем, проходящих за линией фронта да на минном поле. И Кононов там, похоже, оказался в плену — в плену политики клубного руководства, а конкретно генерального директора столичного клуба Томаса Цорна, за полгода обновившего красно-белую кровь процентов на 70.
Но разве такой наставник нужен команде, чьи чемпионские амбиции «не задушишь, не убьешь» и после полутора десятков бестрофейных лет? Да, Кононову за неполный год, по сути, приходится строить уже третью команду в одной форме, но с разными исполнителями. Такой квест, возможно, не по силам успешно пройти даже лучшим из лучших специалистов. Однако получается так, что главный тренер — всего лишь исполнитель, работает с тем «материалом», который ему доставят, его слова не имеют веса, да и вообще их ему произносить не дают. А раз так, то о каких больших победах может идти речь? А как же Зелимхан Бакаев с Резиуаном Мирзовым, которые вроде как по инициативе Кононова стали «спартаковцами», — возразите вы? Бакаев просто вернулся из аренды в родной клуб, а трансфер Мирзова — одно из самых спорных селекционных решений московского клуба последнего времени, и его приглашение выглядит, как брошенная кость сытой собаке.
«Спартаку» нужен «Пиночет»?
Впрочем, боссов «Спартака», похоже, устраивает такое положение дел — наемный работник не пререкается, свою волю не диктует. А на мнение общественности владельцу «народной команды» Леониду Федуну, вероятно, наплевать. Для него важно, что скажут «специалисты». Молва гласит, что Мурат Якин получил должность главного тренера по рекомендации самого Жозе Моуринью, на кандидатуре Дмитрия Аленичева активно настаивали ветераны клуба, которые ведут себя, словно пауки в банке, а «золотой» Каррера оказался у руля по воле случая.
Сейчас в прессе педалируется тема приглашения в «Спартак» экс-наставника лондонского «Арсенала» Арсена Вегера. Но это больше похоже на «утку», которую запустили журналисты, а теперь сами же ее и общипывают. Что забыл 69-летний француз в РПЛ? Кононов из команды сам никуда не уйдет, ведь после спартаковской «жизни» у него вообще может больше не быть другой, поэтому от этой надо взять все. Пока дают. Но если клубные боссы сами его не уволят, красно-белые рискуют закопать себя еще глубже, чем они находились в свой бестрофейный период, повторить участь земляков из «Динамо» или даже «Торпедо». Сейчас красно-белые в крутом штопоре: пять поражений подряд (с учетом Лиги Европы) красноречиво свидетельствуют о больших игровых, физических и психологических проблемах в команде.
А вывести из кризиса «Спартак» способен не Кононов и не Венгер, а условный Пиночет — тот, кто сам будет определять трансферную политику и станет использовать кнут вместо пряника. На ум приходят три кандидатуры — Станислав Черчесов, Валерий Карпин и Курбан Бердыев. Но двое первых связаны действующими контрактами со сборной России и «Ростовом» соответственно, к тому же, уже имеют не самый удачный опыт работы в стане красно-белых. А вот свободный от каких-либо обязательств Бердыев — едва ли не идеальный вариант в сложившихся обстоятельствах. Да, про бесковский футбол и «кружева» при Курбане Бекиевиче болельщикам придется забыть, но ведь их нет и сейчас. Зато результат будет практически гарантирован, а это, в данный момент, — самое главное. Как бы это издевательски ни звучало, российскому футболу нужен сильный «Спартак».