Историк моды раскритиковал костюмы в сериале «Последние цари»
Фото: Imdb.com
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
На прошлой неделе вышел один из самых ожидаемых сериалов 2019 года. Что не так с реквизитом и костюмами в «Последних царях» от Netflix?
После нашумевшей премьеры сериала «Чернобыль» от HBO, не менее популярный медиа-поставщик Netflix заявил, что выпустит документальную «бомбу». В последнее время стало модно освещать историю России в киноиндустрии. Кроме вышеупомянутых проектов, в 2018-м вышел фильм «Курск», посвященный трагедии на одноименной подлодке в 2000-м. Так уж получилось, что у нашей страны много историй, которые заинтересовали иностранных сценаристов и режиссеров.
3 июля 2019-го состоялась премьера одного из самых ожидаемых сериалов года — «Последние цари» (The Last Czars). Проект содержит в себе шесть серий, которые повествуют о жизни семьи последнего царя из династии Романовых Николая II. Но тем, кто хоть немного знает историю России, детище Netflix трудно назвать правдоподобным. Противоречия появляются в пилотной серии, когда на Красной площади 1908-го уже стоит Мавзолей Ленина.
Кроме того, спорны суждения историков об отношениях Григория Распутина и императрицы Александры Федоровной. До сих пор не доказан факт их любовной связи и его роли в крахе династии Романовых. Создатели «Последних царей» очень романтизируют связь царицы и «старца». Зритель видит зависимую и не совсем адекватную женщину, которая готова развалить Российскую Империю, лишь бы Григорий оставался рядом с ней.
Но если закрыть глаза на не совсем правильный пересказ истории, начинают попадаться такие детали, как реквизит и костюмы монарших особ. Создается впечатление, что Netflix решил на этом сэкономить. Да и в подробности особо не вдавался. Невооруженным взглядом видно, что некоторые драгоценные украшения, которые стоили миллионы, выглядят как дешевая бижутерия. Особенно костюмеры «отыгрались» на свадьбе и коронации Николая II.
Для того чтобы разобраться в вопросе и обсудить костюмные несоответствия в «Последних царях», 5-tv.ru обратился за помощью к историку моды и бренд-менеджеру торговой марки Кети Топурии — Павлу Матюнину.
Подвенечный наряд Александры Федоровны
В первой серии «Последних царей» зритель наблюдает, как Александру Федоровну собирают на церемонию венчания с Николаем II. Ее старшая сестра Елизавета (или Элла) помогает будущей императрице надеть драгоценные украшения.
«Их носила Екатерина Великая. Теперь будешь носить ты», — говорит Елизавета Федоровна, надевая струящиеся серьги на уши сестры.
Сами серьги выглядят достаточно дешево и их стиль трудно отнести к XVIII веку. Но режиссер постарался отвлечь от этого внимание и «утяжелил» украшение, добавив звук звона бриллиантов. На самом деле, царские невесты надевали небезызвестные серьги-вишни, которые действительно были очень тяжелые и созданы специально для Екатерины Великой из алмазов и золота. С этим наблюдением согласен и историк моды Матюнин.
«Диадемы и серьги императрицы выполнены из очень дешевой бижутерии. Можно было подобрать более качественные аксессуары для фильма, не говоря уже о бриллиантах. В России есть ювелирные дома, которые отдают дань традиции Императорского дома и создают точные копии», — заметил он.
Подвенечное платье Александры Федоровны в «Последних царях» выглядит очень скромно и можно сказать, бедно. В реальности, будущая императрица России венчалась в белом платье с длинными рукавами, которые украшали перья птицы марабу. Оно весило почти десять килограмм. Сейчас платье хранится в качестве одного из экспонатов галереи костюма в фондовом хранилище Эрмитажа в «Старой деревне».
Со второй половины XVIII века будущие российские императрицы шли под венец в знаменитой диадеме Марии Федоровны — жены Павла I. Годом создания этого ювелирного шедевра считается 1800-й. Украшение было изготовлено из чистейших бриллиантов, привезенных из Индии и Бразилии. Общий вес камней оставляет около 1000 карат. Центром композиции является крупный розовый бриллиант, который весит 13.35 карат. Но он казался алым из-за того, что ювелиры вклеили кусочек фольги под заднюю часть камня. Так он становился заметным, а не полупрозрачным.
На диадеме из «Последних царей» отсутствует ее изюминка — розовый бриллиант. Кроме того, вместо колыхающихся прозрачных камней, появился жемчуг. Возможно, создатели сериал перепутали ее с не менее известной большой бриллиантовой диадемой с жемчугом. Но даже на этот драгоценный кокошник не похоже то украшение, которое мы видим в сериале.
Этому бесценному украшению посчастливилось уцелеть после революции. Сейчас диадема с розовым бриллиантом хранится среди экспонатов Алмазного фонда Кремля.
Коронация Николая II и Александры Федоровны
Коронация нового государя всея Руси состоялась 14 мая 1896-го. Историки в сериале утверждают, что мероприятие было ослепительно-величественным, повсюду ослепительным блеском сияли бриллианты. Но в «Последних царях» зрителю показывают, как Николай II и Александра идут по Успенскому собору в мантиях болотного цвета. На самом деле они были золотыми и изготовлены из парчи, шелка и атласных лент. Швеи также нашили герб Российской империи.
Меховая часть мантии монархов в сериале изготовлена из дешевого материала, что видно невооруженным глазом. Создается впечатление, что художник по костюмам порезал плюшевую игрушку. Лично убедиться в этом можно в музее Московского Кремля, где выставлена мантия Александры Федоровны. Эксперт по костюмам также отметил бедность и неточности в костюмах для коронации.
«Мантии были сшиты в фирме Сапожникова. На них присутствовала гладкая грань с гербами и серебряные шнуры с кистями, а сами мантии выполнены из белого атласа. Здесь же мы видим совершенно другой цвет. На настоящей мантии также присутствует мех горностая. Я понимаю, что использовать этот мех для пошива нового изделия стоило бы для фильма баснословных денег, но на сегодняшний день существуют более приближенные искусственные меха», — рассказал Павел Матюнин.
«Орлов» — алмаз, который является одним из семи камней, имеющих мировую историческую ценность — выглядит как пластиковая безделушка. Увесистый камень был подарен Екатерине Великой графом Орловым. В 1774-м было принято решение украсить им скипетр российских императоров.
Скипетр в «Последних царях» растерял часть бриллиантов, которые обрамляли алмаз. И сам камень вовсе не было идеальной круглой формы, как показано в сериале.
На этом модные ляпы заканчиваются. Странно, но в последующих пяти сериях, наряды княгинь, членов царской семьи, петербургской знати и офицерские мундиры выглядят правдоподобно. Видимо, пилотная серия была своеобразным «разгоном» для художников по костюмам, но в яблочко они не попали.
Совсем скоро нас ждет очередной высокобюджетный «косплей» на имперскую Россию — съемочная группа телекомпании HBO прибыла в Санкт-Петербург для производства мини-сериала «Екатерина Великая» (Catherine the Great) с Хелен Миррен в главной роли. За основу сюжетной линии взяли любовные отношения императрицы и князя Потемкина. Некоторые сцены уже отсняли на Дворцовой площади и в Петергофе. Дата выхода сериала, пока, не известна.
Яна Вахрушева