Стоит ли разрешать ребенку «сидеть» в телефоне — мнение экспертов
Фото: pxhere.com
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
«Современные дети понимают больше нас», — говорит старшее поколение о том, как быстро молодежь ориентируются в новых технологиях. Родители ведь сами дали полный доступ. Но забыли про контроль.
Это раньше заявляли: «Что стар, что мал…», а теперь гаджеты показывают разницу в гибкости ума. Пока пенсионеры осваивают телефоны с большими кнопками, маленькие дети еще и говорить-то толком не умеют, но уже без труда справляются с планшетами, смартфонами и ноутбуками.
Полезны ли гаджеты для малышей?
Пытливый детский ум способен, если не обойти родительский пароль, то, как минимум, вспомнить действия, необходимые, чтобы запустить любимую игрушку. Но если позволить ребенку слишком многое в электронном мире, получится ли его вытащить в мир офф-лайн общения? Чрезмерная «гаджетомания» у дошкольников, считает клинический психолог Елена Майорова, непременно приведет к истерикам и детским психозам.
— Ребенок всегда исходит из своего желания. Произвольность в поведении младшего школьника отличается от поведения и восприятия. Дошкольник, который мыслит образами, фантазиями и не может регулировать себя сам. Не трудно представить, куда может завести его еще не столь критичный взгляд на происходящее. Существует провокация истощения нервной системы при длительном и не соответствующем по эмоциональному уровню ребенка воздействии визуальных, аудио-стимулов.
При этом специалист подчеркивает, что нельзя полностью исключить телефон и планшет из жизни ребенка. Даже детские развивающие игры, ребусы и книги находятся во власти интернета и приложений. Просто давать информацию с «черного зеркала» ребенку нужно дозировано.
— Для дошкольников рекомендуемое время общения с электронными устройствами составляет от 15 минут до часа в день. Направление задают не только возраст и интересы ребенка, но, в первую очередь, родители. Прежде, чем пускать ребенка в свободное плавание в интернете, стоит самому задать направление, определить игры, мультфильмы, кино.
— Если родитель подходит осознанно к своей жизни, умеет дифференцировать информацию, умеет организовывать свой день и выбирать полезную информацию для себя и семьи, то никаких проблем с тем, что бы ребенок имел как одну из форм досуга — доступ к развивающим порталам — не возникнет. Но и здесь стоит учитывать возраст ребенка и важный момент в воспитательной задаче. Важно выбрать семейный просмотр детского фильма, мультика с последующим обсуждением. Выделить соответствующие возрасту минуты на самостоятельные действия с планшетом, смартфоном, например, в пути, в ожидании, пока подойдет очередь или мама помоет пол.
Как и все школьники
Бизнес-тренер и психолог Мария Плюснина напоминает, что ребенок, пишущий сложные программы в шесть лет и зарабатывающий таким образом — уже не выдумка научного фантаста. Родители, пытающиеся оградить ребенка от «вреда» интернета, не всегда понимают, что они попутно перекрывают доступ ко всем благам, которые там присутствуют. Хотя при этом однозначно говорить о вреде или пользе, полученных от общения с гаджетами и интернетом в раннем возрасте, пока рано. Слишком мала выборка людей, которые с раннего детства владели гаджетами и постоянно ими пользовались. Недостаточно статистических данных, поэтому пока все подходы к детям и их родителям весьма индивидуальны.
— Иногда срабатывает феномен аверсивного обучения (связанного с избеганием или неприязнью): если дать ребенку двое суток, чтобы наиграться вдоволь, в течение которых вы просто отпускаете ситуацию, не ругаете ребенка, не рисуете страшные картины его будущего, возможно, он успокоится и даже пресытится процессом.
— Если же это не работает и есть риск возникновения аддикции, имеет смысл обсудить с ребенком правила: время использования и ограничения, допустим, суммарно не более двух часов в день. Главное быть последовательным: если вы или второй родитель сами нарушаете установленные правила, ценность их для ребенка устремляется к нулю. Разумеется, если ребенок с помощью компьютера занимается обучением, запреты могут резко снизить мотивацию и восстановить ее будет уже очень проблемно.
Практически вынуждает детей пользоваться благами интернета и средствами доступа к нему школьная программа. Школьнику необходимо иметь огромный запас знаний из самых разных областей, уроки он делает до позднего вечера, условно свободное время занято кружками.
— Если еще наложить на это пубертатный период, глобальную перестройку организма и системы ценностей, смещение авторитетов с более старшего поколения на референтную группу (круг сверстников, значимых для него), станет очевидно, что ребенку необходимы способы простого снятия напряжения. А доступных отвлечений сейчас на порядок больше, чем раньше: интернет, телевизор, соцсети. И если сравнить с другими возможными вариантами, к которым может прийти ребенок, поверьте — это одни из самых безопасных в рамках законодательства.
Кроме того, жизнь не стоит на месте. Технологии сейчас развиваются крайне стремительно, и детство наших детей не похоже на наше. Нужно понимать, что попытки воспроизвести те сценарии, которые знакомы нам и которые переживали мы сами, похожи на стремление запихать арбуз в игольное ушко.
Плюснина также обращает внимание и на двойные стандарты некоторых родителей. Папа с мамой, желающие посадить ребенка за книгу, иной раз сами проводят время в соцсетях, и в конечном итоге (мы-то с вами знаем) попусту тратят силы.
— Научить можно лишь своим примером. Хотите привить любовь к спорту — идите вместе кататься на лыжах. Хотите приучить к самостоятельности — делегируйте часть домашних дел, — подытоживает психолог.
Так стоит ли пенять на зеркало? Мы сами не всегда являемся лучшим примером для наших детей. Но и роли родителей забывать не стоит, все-таки, каким вырастет человек, зависит именно от них. Чтобы отвлечь ребенка от виртуального мира и больше с ним проводить времени, всегда можно вспомнить про спорт, культурный досуг и старые добрые настольные игры.
Ания Батаева