Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации
Фото: СК РФ
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Днем 22 января один из пассажиров самолета, вылетевшего из Сургута в Москву, подозвал бортпроводника и потребовал срочно сменить пункт назначения — развернуться и лететь в Афганистан.
Стюардесса попыталась сгладить ситуацию — она передала мужчине, что пилот согласен изменить маршрут, но нужно дозаправить судно. В итоге потенциально опасный пассажир уснул, самолет сел в Ханты-Мансийске, нарушителя спокойствия задержали, а 70 человек на борту отделались лишь испугом.
В этот раз все закончилось благополучно, но так происходило не всегда. Вспомним самые громкие захваты самолетов в истории СССР.
Угон АН-24 и полет в Турцию
45-летний Пранас Бразинкас имел богатую биографию — он успел послужить в немецких войсках, работал на переправах, собирая понтонные мосты. В то же время помогал литовским националистам, снабжая их оружием. В мирной жизни Бразинкаса один раз осудили за злоупотребление служебным положением, а позднее приговорили к пяти годам заключения за хищение имущества — мужчина тогда работал директором магазина. Его сыну Альгирдасу было всего пятнадцать лет, когда семья решила покинуть СССР.
На борту самолета, вылетевшего из Батуми в Сухуми, Пранас и Альгирдас сидели на передних сидениях, прямо перед кабиной пилотов. Когда самолет стал набирать высоту, они подозвали бортпроводницу и передали ей лист бумаги с напечатанным требованием изменить маршрут. Через несколько секунд 19-летняя Надежда Курченко вбежала в кабину с криком «Нападение!» — старший Бразинкас выстрелил в нее дважды. Захватив кабину Бразинкасы заставили экипаж развернуться и лететь в Турцию. Пранас остался контролировать экипаж, его сын следил за пассажирами.
В Турции Бразинкасов арестовали, в СССР вернули выживших и раненых, а также тело погибшей Надежды Курченко и сам самолет. Бразинкасов оставили в Республике. Они отсидели около двух лет, вышли на свободу и переехали в США.
Впрочем, жизнь у них так и не удалась — местная литовская община сторонилась отца и сына, и им приходилось приторговывать оружием. Через какое-то время Пранас превратился в агрессивного, хоть и практически неподвижного безумца. В процессе одного из его многочисленных приступов ярости Альгирдас, ставший Альбертом, забил отца до смерти — нанес ему восемь ударов гантелей по голове. Американский суд приговорил мужчину к 16 годам тюрьмы.
Крушение Ту-104 в Ленинграде
23 апреля 1973 года из Ленинграда в Москву вылетел самолет, выполнявший рейс 2420, на его борту находился 51 пассажир. Один из них — 47-летний Иван Бидюк попросил у бортпроводника пересесть с 13-го ряда на первый, и ему не отказали. После он передал экипажу листок с требованием перенаправить самолет в Швецию, иначе все взорвется.
К Бидюку вышел вооруженный пистолетом бортмеханик Вениамин Грязнов — он убедился, что мужчина действительно опасен — тот держал палец на кнопке устройства, которое вполне могло оказаться бомбой. Грязнов принял решение отвлечь Бидюка разговорами, а в это время командир экипажа Вячеслав Янченко невозмутимо запросил у Ленинграда разрешение на посадку и подал сигнал бедствия.
Чтобы захватчик не понял, что самолет возвращается, Янченко приказал не выпускать шасси до последнего — колеса встали на места лишь когда самолет снизился до 150 метров. Толчок, шум, аэропорт в иллюминаторах — Бидюк понял, что его обманули, и отпустил кнопку. Устройство действительно было бомбой — раздался взрыв. В результате теракта погибли сам преступник, а также бортмеханик Грязнов. Самолет из-за произошедшего едва не завалился на нос, но экипаж выровнял его.
Катастрофа Ту-104 под Читой
Сейчас захват самолета в Ленинграде многие мрачно называют «репетицией» — меньше, чем через месяц, случился самый страшный авиатеракт в истории СССР, но известно о нем немного.
Рейс 109, Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, 81 человек на борту. Подлетая к пункту назначения пилот сообщил диспетчеру о том, что машина снижается, а уже через несколько минут — об опасности на борту и изменении курса. Снижение началось в 3:32, в 3:36 поступил первый сигнал об опасности, а последний, девятый — в 3:38. После этого на экипаж уже не выходил на связь. Его отметка на радаре исчезла, а утром спасатели обнаружили первые обломки рейса 109.
Сейчас известно, что террористом был поднявшийся на борт в Иркутске Тенгиз Рзаев, он пронес с собой в салон самодельное взрывное устройство. Мужчина планировал лететь в Китай, где, как он думал, по достоинству оценят его таланты. Ранее Рзаев неоднократно пытался поступить в МГИМО, но безуспешно — он не знал иностранных языков, но причиной неудач все же считал некий заговор против него. Молодой человек отслужил в армии, обучился на сапера, а после работал на строительстве дорог, где понемногу подворовывал взрывчатку, готовясь к совершению теракта.
Позднее, при обследовании места крушения специалисты обнаружили тело Рзаева с несколькими пулевыми ранениями. Рядом было найдено тело младшего лейтенанта милиции Владимира Ежикова, сопровождавшего рейс. В магазине его табельного пистолета не хватало нескольких патронов. Очевидно, Рзаев попытался вынудить экипаж сменить курс, а Ежиков застрелил его. Похоже, умирая террорист все же успел активировать взрывное устройство.
Попытка угона самолета на рейсе Тбилиси — Батуми в 1983-м
Идейным вдохновителем преступления был тбилисский священник Теймураз Чихладзе. Тогда вокруг него объединилась группа грузинской «золотой молодежи». Молодые люди и так жили неплохо, но мечтали о лучшем — о западной жизни, какой ее представляли в перестроечном СССР.
Именно святой отец полагал, что на Запад необходимо ворваться на угнанном самолете. Как Бразинкасы. И его друзья воплотили план в реальность, а сам Теймураз Чихладзе остался в стороне — у него появилась возможность покинуть страну по церковной линии. В итоге лидером акции был 25-летний Сосо Церетели, художник киностудии «Грузия-фильм».
Молодые люди раздобыли оружие и гранаты (гранаты были учебными, но об этом никто не знал, преступники планировали их применить). Погода была плохой. Террористы собирались захватить самолет ближе к Батуми, почти на границе с Турцией, однако из-за погодных условий экипаж принял решение вернуться в Тбилиси. Именно этот момент поворота террористы и сочли началом спуска в Батуми, они начали захват.
Стюардессу Валентину Крутикову взяли в заложники, начали стрелять по пассажирам, которые напоминали представителей авиационной безопасности. К слову, их вообще не было на борту, но одного человека террористы убили, еще двоих — тяжело ранили. Ворвались в кабину, попытались заставить экипаж лететь в Турцию, но безуспешно. Преступники открыли огонь, убив бортмеханика и тяжело ранив еще одного члена экипажа. Штурман Владимир Гасоян начал стрелять в ответ — он убил одного из захватчиков и тяжело ранил Церетели.
Оставшиеся в салоне террористы устроили настоящую бойню — они расстреляли пятерых пассажиров, в том числе и своих знакомых, и начали издеваться над ранеными стюардессами Ирой Химич и Валентиной Крутиковой. Тем временем пилот, воспользовавшись темнотой и непогодой, посадил воздушное судно в Тбилиси. Ирина Химич сумела выпрыгнуть на взлетно-посадочную полосу, открыв люк во время «пробежки» самолета. Валентина Крутикова помогала ей, но сама спастись не успела — ее застрелил террорист Микаберидзе. Позднее молодой человек убил и себя, когда осознал, что самолет приземлился в СССР.
Оставшиеся в живых террористы заявили, что самолет будет взорван, если их требования — дозаправка и вылет в Турцию — не будут выполнены. Переговоры длились много часов, а сама операция по обезвреживанию — восемь минут. Тогда-то и выяснилось, что гранаты у террористов учебные. В итоге в результате теракта погибли трое членов экипажа, двое пассажиров и двое террористов. Стюардесса Ирина Химич осталась инвалидом до конца жизни. За проявленную отвагу и мужество штурман Владимир Гасоян и командир экипажа Ахматгер Гардапхадзе получили звания Героев Советского Союза.
Захват Ту-154 семьей Овечкиных в 1988 году
На тот момент семья Овечкиных состояла из матери Нинель и одиннадцати ее детей, семеро из которых выступали джазовым ансамблем «Семь Симеонов». Жили они в Иркутске, гастролировали по всему миру. После гастролей в Японии Симеоны и решили бежать за границу. Участвовала в этом вся семья, кроме старшей дочери Овечкиной — Людмилы. Девушка вырвалась из семьи, выйдя замуж и живя отдельно обычной жизнью. Младшим детям Овечкиной было тринадцать, десять и девять лет.
YouTube / Kakmagazine
Оружие на борт они пронесли в футляре с контрабасом. В салоне, угрожая обрезами, старшие Овечкины потребовали изменить курс и лететь в Лондон. Однако топлива не хватало не то что до Лондона, даже до Финляндии. Но экипаж все же объявил, что самолет летит в финский город Котка, на деле — на военный аэродром Вещево. В итоге только при приземлении Овечкины увидели советских солдат на полосе и все поняли.
Они застрелили бортпроводницу Татьяну Жаркую и потребовали дозаправить самолет. Самолет заправили. Переговоры длились долго и безуспешно, группа захвата пошла на штурм. Овечкины стали стрелять по ним, а позже приняли решение взорвать бомбу. Раздался громкий хлопок, самолет загорелся, пассажиры начали в панике выпрыгивать из салона. Старший брат Василий Овечкин попросил сестру Ольгу вывести младших — 14-летнюю Таню, 13-летнего Мишу, 10-летнюю Ульяну и 9-летнего Сережу. После, по приказу матери, он убил ее саму, Дмитрия, Александра и Олега. 17-летний Игорь Овечкин все это время прятался в уборной, он выжил.
Кроме пятерых террористов и бортпроводницы, погибло трое пассажиров — две пенсионерки и молодой парень, который отравился угарным газом. Самолет сгорел, а действия группы захвата впоследствии были признаны безграмотными.
Анна Долгарева