20 ноября — 20 лет со дня основания Международной космической станции
Фото: www.globallookpress.com
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
За сутки она 16 раз огибает землю на высоте 350 километров. Станция — самая грандиозная и самая дорогая космическая машина. Пятый канал расскажет об истории МКС и перспективах, которые ее ожидают.
Международная космическая станция (МКС) самый большой искусственный объект в небе. Она вмещает экипаж из 10 астронавтов — все они проводят эксперименты, на основании которых мы когда-нибудь отправим живых существ за пределы нашей планеты — как предполагается, однажды именно работа экипажа МКС поможет человечеству основать колонии людей на Луне или даже на Марсе.
Успех МКС стал возможен благодаря созданию четырех исторических аппаратов. В основе каждой конструкции лежит важный технологический прорыв своего времени, который позволили инженерам строить все более и более крупные корабли, доставленные позднее на орбиту. А сейчас каждая из этих машин стремится стать еще крупнее.
Официальная дата начала эксплуатации МКС — 20 ноября 1998 года. Именно в этот день Россия вывела на орбиту стартовый элемент станции — функционально-грузовой блок «Заря». Примечательно, что первое время, еще в середине 80-х, Международная космическая станция была совместным проектом Европы, США, Канады и Японии. Планы у них были грандиозные, но очень быстро специалистам того времени стало понятно, что без России ничего не получится.
20 дней станция оставалась необитаемой и 10 декабря 1998-го на ее борт ступили первые поселенцы — космонавты Роберт Кабана и Сергей Крикалев — как представители США и России. С тех пор, вот уже 20 лет, станция растет и развивается. Как планируется, в окончательном виде МКС будет состоять из 14 отсеков — это лаборатории, жилые помещения, места для работы, отдыха. Весить вся эта конструкция будет 400 тонн. До сих пор станция является самым дорогим и амбициозным проектом в истории мировой космонавтики — ее стоимость более 100 миллиардов долларов. И это не предел.
Но развитие МКС — это еще и новые проблемы. Вернее, задачи, которые необходимо решать. Расширяясь МКС становится легкой мишенью для опасного космического мусора — сегодня экипаж МКС живет под постоянной угрозой столкновения с летящими объектами, от этого никто не застрахован. На траектории МКС находятся более 100 тысяч фрагментов отработавших ракет и спутников.
Чтобы защитить станцию и ее экипаж, на Земле следят за самыми большими обломками и заблаговременно уводят МКС с траектории. Но есть еще и «малыши», которых сложно обнаружить. Для справки: даже фрагмент размером с песчинку при самом неудачном стечении обстоятельств может нанести станции серьезные повреждения и парализовать ее работу.
Читайте также
Исследователь разглядел огромный НЛО рядом с МКС — видео
Чтобы избежать аварии, ученые на Земле моделируют столкновения со всевозможными объектами и придумывают способы, как обезопасить личный состав. К примеру, именно благодаря опытам в США было выяснено, что один толстый лист алюминия обеспечивает куда меньшую защиту, чем два тонких, расположенных на расстоянии друг от друга. А чтобы усилить защиту, материал между слоями заполняют кевларом — составом, который применяют при изготовлении бронежилетов. Считается, что именно эта технология будет защищать размещенные человеком базы на Луне или Марсе. Эффективность метода доказана как раз благодаря работе МКС.
В 2018 году на станцию возложены огромные надежды. В эти минуты, пока вы читаете этот материал, на МКС работают — исследуют космос, явления и события, чтобы проложить дорогу человечеству для освоения других миров.