Интервью режиссера культовой «Иглы» Рашида Нугманова о Викторе Цое

4 115 0
Интервью режиссера культовой «Иглы» Рашида Нугманова о Викторе Цое

Фото: globallookpress.com

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В год тридцатилетия картины режиссер легендарного фильма «Игла» и близкий друг Виктора Цоя Рашид Нугманов дал откровенное интервью Пятому каналу.

В сентябре 2018 года исполнилось 30 лет легендарному фильму «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Эта картина во многом определила Виктора Цоя как культовую фигуру конца восьмидесятых и начала девяностых. В эксклюзивном интервью Пятому каналу Рашид Нугманов рассказал о Викторе Цое не только певце и актере, но и друге. О съемках «Иглы» и своем мнении о фильме Кирилла Серебрянникова «Лето». О работе над «Иглой Remix». Об истории с паспортом Цоя и многом другом.

О встрече с Цоем: «Я сразу сказал ему, что не нужно учиться актерскому ремеслу»

Виктор Цой и Рашид Нугманов во время съемок фильма «Игла»
Фото: Из личного архива Рашида Нугманова, Видео: Пятый канал

— Я сразу сказал ему, что не нужно учиться актерскому ремеслу потому, что ты очень интересный человек сам по себе, и мне, как режиссеру, интересно работать именно с тобой, а не с каким-то придуманным тобой образом. В качестве примера я привел двух культовых личностей… Брюс Ли, снимаясь в фильмах оставался самим собой, никогда не изображал кого-то другого. А другая личность… Это американский киноактер Джеймс Дин — икона молодого поколения, который погиб в 24 года… Разбился на машине… Он тоже никогда никого не играл кроме самого себя. И я Виктору сказал, мол, давай объединим в тебе такие подходы, то есть Брюса Ли и Джеймса Дина. Они в тебе живут, при этом тебе не нужно их копировать — ты сам по себе личность, которая не уступает им ни в пластике, ни по внутренней глубине, ни по таланту. Я как-то убедил его, и после этого работалось просто и легко. На площадке он вел себя совершенно естественно, мгновенно схватывал любые ситуации, не нужно было репетировать ничего, просто включали камеру и работали.

О съемках «Иглы»: «Непрофессиональные актеры — залог успеха»

Фото: Кадр их х/ф «Игла», Видео: Пятый канал

— Мы очень много импровизировали. Потому что помимо Виктора и все другие актеры были непрофессиональными. Петя Мамонов — это его дебют в кино. Александр Баширов — у него уже был небольшой опыт, но он был, как и я, студент третьего курса режиссерского факультета ВГИКа. Он играл у меня в нескольких этюдах, и мы с ним, конечно, очень хорошо нашли общий стиль работы на площадке. Но тогда он еще не был таким как сейчас — актером с опытом, он был студентом, который еще только искал свой стиль. Марина Смирнова, которая сыграла Дину, тоже никогда не играла нигде никаких ролей и не бывала вообще перед камерой. Ну, и так далее… Когда ты работаешь с непрофессиональными актерами, он не могут работать в рамках канонического сценария — выучить диалог, отработать его, чтобы он естественно звучал, потом отрепетировать, выйти перед камерой и его исполнить на высоком уровне — это не получится у непрофессионального актера. Также, как и у детей. Большой разницы нет, что с детьми работать, что с непрофессионалами. Поэтому их нужно готовить к съемкам. Поэтому приходилось постоянно импровизировать и ловить живые моменты на камеру, чтобы они не уступали по качеству игры профессиональным актерам. Поэтому каждый съемочный день — это было что-то яркое, что-то новое, что-то изобретали.

Об «Игле» и «Игле Remix»: «Для меня это как дети»

Фото: Кадр их х/ф «Игла Remix», Видео: Пятый канал

— Это, в принципе, тот же самый фильм. Мы решили попробовать выпустить фильм к двадцатилетию гибели Виктора. Я поговорил с несколькими прокатчиками, и мне сказали, что желательно, чтоб что-то новое было в этом фильме. Например, вернуть в него недостающие сцены, вырезанные в свое время. Фильм вышел в прокат длительностью 80 минут. А рабочий монтаж был около двух чалов, даже чуть больше — это очень много сцен. И я, когда поехал на Казахфильм, чтобы достать эти исходные материалы, чтобы обработать их и вернуть в фильм, я обнаружил, что все уничтожено, ничего не осталось… И, вдруг, в голову пришла идея. Я ее заимствовал из музыки — ремикс. Это не ремейк — не надо ничего переснимать. В музыке ремикс — это, когда ты берешь существующую песню и добавляешь в нее новые партии — ударные, акцентированные басы, даже текст. В начале 60-х это придумали диджеи на Ямайке. И я подумал, что это вполне можно использовать в кино. Вот есть «Игла» — и, если нет оригинальных сцен, мы можем их просто переснять, или доснять, или придумать новые. Благо и Петя Мамонов жив и здоров, и Александр Баширов, и Марина Смирнова, и все остальные… И мы с ними досняли кое-какие сцены, добавили туда видеоряд и переработали весь звукоряд тоже. Впервые после гибели Цоя собралась группа «Кино». Они заново прописали многие партии: басы, гитары… Оставив, естественно, голос Виктора и его гитару. Добавили новые треки… Также приняла участие в работе над саундтреком группа Messer Chups и замечательный композитор Игорь Вдовин — один из сооснователей группы «Ленинград» вместе со Шнуровым. И получилась такая интересная работа. Кто-то сравнивает: та «Игла» лучше, эта «Игла» лучше… Но для меня же это как дети.

О «Лете» Серебрянникова: «Не испохабят ли они память о том времени?»

Фото: Кадр из х/ф «Лето», Видео: Пятый канал

— Я услышал об этом фильме, как и многие, задолго до выхода его в прокат потому, что были какие-то довольно негативные отзывы со стороны непосредственных участников тех событий. Я знаю, что резко негативно высказался Тропилло. Высказался негативно Борис Гребенщиков. Алексей Рыбин… Но… Я сам кинематографист… И я понимаю, что нельзя судить о фильме, не увидев его. Даже по сценарию ты не можешь судить о фильме. Тем более, что он постоянно меняется. А, например, Гребенщиков только прочитал первую версию сценария, которая вызвала у него негативную реакцию…

Но я, разумеется, шел на фильм с опаской. Не испохабят ли они память о том времени?..

Но я постарался прийти открытым, непредвзятым. Я отказался от просмотра этого фильма с точки зрения «похожи, не похожи». Я ж понимаю, что не похожи. Как ни делай, будут не похожи. Я ж этих людей хорошо знаю. Я работал не только с Виктором Цоем, я и с Майком Наумено работал… Разумеется, они будут не похожи. Ну, и не в этом смысл кинотворчества… Фильм должен свой мир строить.

Я посмотрел. Какой-то параллельный мир. Из другой вселенной. Выдуманные персонажи не имеющие связи с реальными людьми. Они живут в искусственном мире, для них созданном. И этот мир вполне симпатичный, романтичный, легкий.

Я не скажу, что это какой-то шедевр, который останется на века, но этот фильм не испохабил ту жизнь, которой мы жили. Он отнесся к ней очень бережно в общем-то.

О паспорте Цоя: «Я был стопроцентно уверен, что это не пропажа, а кража»

Виктор Цой
Фото: Сергей Борисов, Видео: Пятый канал

— Когда Виктор потерял паспорт, я его встречал в Москве из Питера. Он должен был ехать на съемки в Ялту. На фильм «Асса». Это была зима с 86-го на 87-й год. Он приехал к Липницкому, мы там посидели, чай попили, и надо было идти на поезд. Все улетели самолетом в Ялту, а ему пришлось ехать на поезде потому, что у него своровали паспорт. И Виктор крайне печален был. Я пытался как-то его приободрить, мы пешком пошли на вокзал… Я ему еще говорил, мол, знаешь, когда-нибудь потом паспорт твой всплывает, твои фанаты будут относиться к нему как к какой-то реликвии… Но Виктора это как-то не успокаивало…

И вот он действительно всплыл. И я ожидал, что он всплывет. Потому, что я был стопроцентно уверен, что это не просто пропажа, а кража. А обстоятельства… Ну, это вопрос доя настоящего детектива…

Про память о Цое

Виктор Цой
Фото: Сергей Берменьев, Видео: Пятый канал

— Это легко спросить и сложно ответить. Потому, что мы много лет друг друга знали. Он был моим товарищем. Другом. Мы не просто тусовались, слонялись и так далее. У нас было много проектов. И сделанных, и задуманных, которые, к сожалению, не осуществились. Первый фильм «Йя-Хха» я снял с Виктором весной 1986 года. Потом, осенью 87-го сняли «Иглу». И еще были три сценария в подготовке…

Каким запомнил Виктора Цоя… На такой простой вопрос очень легко ответить, если человека мало знаешь. Когда видел его два-три раза, тогда ты его запомнил «каким-то». А если ты знаешь человека много лет и, более того, работаешь с ним над разными проектами, то столько эпизодов в жизни, что их все и не расскажешь — ты знаешь человека со всех сторон. С Виктором мы были близкими друзьями помимо того, что работали вместе. Я могу сказать, что у меня самые добрые, теплые воспоминания о нем. Мы понимали друг друга с полуслова. Как-то сразу сошлись. Общие интересы, общие взгляды… И на творчество других людей, и на творчество собственное. Так что у нас практически не было каких-то разногласий.

Виктор был легок и в общении, и в жизни, и в работе. С ним было очень легко. Когда мы жили около шести месяцев в Алма-Ате, он жил в моей квартире. Ни одной ночи не провел в отеле. Он вообще очень не любил оставаться один… Вечерами мы обсуждали, что будем снимать завтра… Все это было на одной волне…