«Служебному роману» 40 лет! Каким должен был быть легендарный фильм?

1 789 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Ровно 40 лет назад состоялась премьера рязановского «Служебного романа». Лента уже давно стала легендарной и сейчас сложно поверить, что отснята она была совсем иной, нежели мы её знаем. Какие сцены были вырезаны из киношедевра и почему? Без каких персонажей остался фильм? Какие «киноляпы» остались незамеченными? И от чего Эльдар Рязанов спасал своё детище? Обо всём этом Ивану Цыбину рассказали участники съёмок.

- «Если сегодня ещё кто-нибудь умрёт или родится, я останусь без обеда»
- «Ну, вон же она сидит, в жутких розочках!»
- «Мы Вас любим… Где-то в глубине души… Где-то очень глубоко…»
- «По грибам Вы большой специалист, товарищ Новосельцев!»
- «Мымра!»

Эти и многие другие фразы из картины «Служебный роман» давно уже стали «крылатыми». Практически каждый в нашей стране знает их наизусть, а диалоги героев ленты может подхватывать и продолжать с любой минуты киноповествования.

Алиса Фрейндлих в роли «Мымры», 1976 год
Фото: архив Пятого канала

Многие до сих пор удивляются, мол, что ж такого в этом фильме, что он так полюбился зрителям и они готовы смотреть его в тысячный раз? Этот же вопрос я задавал и Эльдару Рязанову лет десять назад, когда делал документальный фильм о легендарной киноленте. Рязанов только пожал плечами, а потом сказал:

«Знаете, может быть всё это от того, что я тогда был безумно влюблён. И эту свою влюблённость каким-то образом «транслировал» не только актёрам, но и всей съёмочной группе, поскольку снимали мы в какой-то удивительно тёплой атмосфере доверия, доброжелательности и веры в чудо».

Эльдар Рязанов, Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съёмках фильма «Служебный роман», 1976 год
Фото: nevsedoma.com

И это чудо произошло. 26 октября 1977 года, после первого показа ленты, мгновенно заработало «сарафанное радио» и толпы советских граждан повалили в кинотеатры. Правда тогда они не знали, что история этой картины началась аж за семь лет до дня премьеры фильма. А дело было так...

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, 1968 год
Фото: vespig.wordpress.com 

В 1970 году Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, что называется «для подзаработать», написали пьесу «Сослуживцы», которую прекрасно поставили в более чем 100 театрах СССР и за рубежом. В Ленинграде спектакль шёл на Невском проспекте, в знаменитом Театре комедии имени Акимова, где Калугину играла Ольга Волкова.

Афиша спектакля «Сослуживцы» и Ольга Волкова в роли Калугиной в Ленинградском театре комедии, 1971 год
Коллаж: Пятый кангал

В Москве «Сослуживцев» поставили в Театре имени Маяковского, здесь Калугиной была Галина Анисимова, Новосельцевым – Борис Левинсон.


Галина Анисимова и Борис Левинсон в ролях Калугиной и Новосельцева в Театре имени Маяковского, 1971 год
Коллаж: Пятый кангал

Пьеса оказалась настолько удачной, что Главная редакция литературно-драматических программ Центрального телевидения сняла свою двухсерийную телеверсию, заняв тех же актёров из Театра имени Маяковского. Проблема оказалась в другом – на телевидении фильм-спектакль, в отличие от театра, ставил другой режиссёр. Итог этой работы по телевидению и увидел Эльдар Рязанов. Увидел – и ужаснулся!!! Актёры играли чудовищно, декорации были откровенной халтурой, а телережиссер вообще не понял, что ставит. Именно в тот вечер Рязанов понял, что надо спасать свою пьесу и твёрдо решил снять фильм.

Уникальное сравнение фрагментов телеспектакля и фильма Рязанова

 

В июле 1975 года в Гостелерадио СССР был принят фильм Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и режиссёр вместе с соавтором Эмилем Брагинским засел за сценарий «Служебного романа». Пьесу надо было адаптировать для киноэкрана. Для этого некоторые сцены переделали под уличные съёмки, кое-что вообще изменили, переписали, добавили, изъяли, но в целом вся основа осталась нетронутой. В таком виде сценарий и утвердили в Госкино СССР, правда с небольшими, несущественными правками, никак не повлиявшими на качество фильма.

Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и Олег Басилашвили, рабочий момент съёмок фильма «Служебный роман», 1976 год
Фото: dubikvit.livejournal.com

Готовясь к съёмкам предыдущей картины «Ирония судьбы», Эльдар Рязанов весьма тщательно, даже придирчиво отбирал актёров. Через фото- и кинопробы прошли многие известные советские артисты тех лет, причём пробы были, как утверждал сам Рязанов, одна лучше другой. Так у него образовался «актёрский излишек», который Эльдар Александрович и решил использовать в «Служебном романе». Ещё переделывая пьесу в киносценарий, режиссёр точно знал, что в картине займёт и Светлану Немоляеву, и Андрея Мягкова, и Алису Фрейндлих, и Олега Басилашвили.

Правда, чтобы снимать двух последних артистов, на которых в основном держался репертуар ведущих ленинградских театров – им. Ленсовета и БДТ, Рязанову пришлось ехать в северную столицу, и получать разрешения главных режиссёров этих театров – Игоря Владимирова и Георгия Товстоногова.


Игорь Владимиров, Георгий Товстоногов
Коллаж: Пятый кангал

На подготовительный период, декорации, утверждение актёров и прочие киношные предсъёмочные хлопоты, ушли весна и лето 1976 года. 5 сентября впервые прозвучала команда «Мотор!». Ленту начали снимать эпизодом в столовой с Новосельцевым и активисткой месткома Шурой. Снимали на верхнем этаже настоящего помещения Министерства речного флота, чтобы через окна идеально была видна московская Петровка. Избегая отражения юпитеров в окнах, осветители выставили свой свет, как говорят киношники, «в потолок» и от жара этих приборов к концу смены настоящие, казённые министерские светильники, висевшие на потолке, полностью расплавились. «Мосфильму» пришлось возмещать нанесённый ущерб.

Светлана Немоляева и Людмила Иванова в ролях Оли Рыжовой и Шуры, 1976 год
Фото: архив Пятого канала

Рязанов идеально распределил героев по местам проживания в Москве, точно увязав престижность районов города с номенклатурной иерархией сотрудников учреждения. Так директор Калугина жила ЦКовском доме на Скатертном переулке, а её заместитель Самохвалов – на улице Горького. Новосельцев с детьми обитал в переулках Селезнёвки, секретарша Верочка – в Чертаново, а Оля Рыжова – где-то за городом по Ярославскому направлению. А вот где жила Шура – так и осталось неизвестным, но судя по активности «месткомши», жила она… на работе!

Коллаж: Пятый канал

В конце сентября, когда вовсю шли натурные съёмки картины, в Москве внезапно выпал снег. Эльдар Рязанов с раннего утра отменил всю запланированную работу и с главным оператором Владимиром Нахабцевым срочно помчался снимать утопающую в снегу осеннюю столицу. Температура была плюсовой, снег уходил на глазах, но до обеда удалось запечатлеть на киноплёнку уникальные виды города. Именно эти шапки снега на деревьях, площадях, бульварах и домах натолкнули Рязанова на мысль, что это может мило смотреться, если отснятые кадры положить на песню. Так и появилась в картине, теперь знаменитая песня «У природы нет плохой погоды», блестяще исполненная Алисой Фрейндлих.

«У природы нет плохой погоды», муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова, исп. Алиса Фрейндлих, 1977 год
Видео: youtube.com, пользователь Кир Стомп

Кстати, бытовые условия на натурных съёмках смело можно назвать весьма спартанскими. Тогда не было нынешних комфортных гримвагенов и костюмвагенов (это специально оборудованные в тёплых автобусах гримёрные и костюмерные комнаты), и Алисе Фрейндлих приходилось переодеваться на задних сиденьях обычного автобуса съёмочной группы.

К середине ноября 1976 года полностью сняли все уличные сцены и перебрались в Первый павильон Мосфильма – впереди были эпизоды фильма в помещениях.

Общий план декорации «Статистическое учреждение», 1976 год
Фото: архив Пятого канала

Весь огромный зал статистического учреждения с лестницами, вторым этажом, где обитало руководство, актовым залом, в котором Верочка учила Калугину «правильно» ходить, курилкой и прочими помещениями построили в одном, самом большом, Первом павильоне киностудии «Мосфильм». Причём тут абсолютный героизм проявил художник-постановщик ленты Александр Борисов, который умудрился идеально точно «нашпиговать» декорации всем необходимом для советского учреждения – папками, бумагами, дыроколами, счётными и пишущими машинками, лампами, телефонными аппаратами, столами, стульями и прочими предметами. Причём, для такого учреждения подобный реквизит потребовался в диком количестве!

Любопытно, что возле большой лестницы учреждения даже примостилась статуя, которую через 7 лет после этих съёмок Рязанова, «оживляли» в другой прекрасной картине – фильме Марка Захарова «Формула любви».


Статуя под лестницей в фильме «Служебный роман», 1976 год
Статуя в фильме «Формула любви», 1983 год
Коллаж: Пятый канал

А подарок для товарища Боровских – коня с крыльями, которого так героически тащил Новосельцев, тоже можно было видеть в другом советском киношедевре – ленте Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».


Скульптура коня в фильме «Служебный роман», 1976 год
Скульптура коня в фильме «Бриллиантовая рука», 1968 год
Коллаж: Пятый канал

Крышу учреждения, на которую был выход из кабинета «Мымры», снимали в самом центре Москве – на Большом Гнездниковском переулке, 10. Это крыша знаменитого московского «тучереза» или дома Нирнзее, в просторечии называемого «домом холостяков». Эта крыша существует и сегодня, только вот так запросто выйти на неё уже невозможно – всё под охраной.


Дом Нирнзее, Москва
Коллаж: Пятый канал

Съёмки фильма «Служебный роман» на крыше дома Нирнзее, сентябрь 1976 года
Фото: архив Пятого канала

Снимал эту картину Эльдар Рязанов особым способом. Набив руку на предыдущей ленте «Ирония судьбы», Эльдар Александрович использовал метод многокамерной кинотелевизионной съёмки. Задействовали сразу 4 камеры, которые были одновременно и телевизионными – для рабочей записи картинки на видеоленту, и киношными – для параллельной съёмки окончательного варианта на киноплёнку. А в углу павильона отгородили место под телеаппаратную, где за пультом и мониторами сидел Рязанов, и сразу, не дожидаясь проявки киноплёнки, видел получавшийся результат. Более того, этот метод позволял снимать большой эпизод сразу, целиком, с разных точек, не переставляя единственную кинокамеру, как это делали киношники раньше, теряя много времени впустую.

Фото: архив Пятого канала

Ещё одна любопытная деталь – Рязанов позволял артистам на съёмках довольно много импровизировать. Спонтанные реакции, фразы великолепно дополняли сценарий и все так этим увлеклись, что в какой-то момент оказалось – отснято материала гораздо больше, чем нужно для двух серий. Как рассказывал сам Эльдар Александрович, выяснилось, что у него получается почти четырёхсерийная лента! Памятуя о хороших (после «Иронии судьбы»), отношениях с телевидением, Рязанов попытался предложить Гостелерадио СССР многосерийный вариант «Служебного романа», но на это в Останкино не согласились и при монтаже несчастных двух серий режиссёру пришлось выкидывать не просто целые эпизоды – целые роли!

Так из фильма почти полностью исчез тот самый муж секретарши Верочки, с которым она всё время ругается. Он тоже был сотрудником этого учреждения и играл его Александр Фатюшин. Правда доснять всю его роль целиком не удалось – к концу съёмок Фатюшин серьёзно повредил глаз и от участия в картине пришлось отказаться. Поэтому, когда Рязанов сел в монтаж картины – не полностью снятая роль Верочкиного мужа, увы, полетела в корзину, а в фильме остались лишь несколько, ничего не значащих кадров с участием Фатюшина.

Александр Фатюшин и Лия Ахеджакова на съёмках фильма «Служебный роман», 1976 год
Фото: архив Пятого канала

Длиннее была роль и у Шуры из месткома, которая числилась в бухгалтерии. Когда на первом этаже учреждения, у траурной фотографии Бубликова выяснилось, что покойный жив и даже вполне здоров, далее шёл эпизод погони Бубликова за Шурой, который также был вырезан. Правда актриса Людмила Иванова, сыгравшая активную «месткомшу», упросила Рязанова отдать ей плёнку с этим фрагментом. А когда я делал фильм о фильме, Иванова любезно предоставила этот самый «рязановский» подарок. Мы плёнку оцифровали, а актриса сама фрагмент озвучила!

Вырезанный эпизод погони Бубликова за Шурой

 

От других удалённых из ленты эпизодов и сцен остались только фотографии. Например, вот фото, как все сотрудники статистического учреждения делают производственную гимнастику.

Светлана Немоляева и Андрей Мягков в вырезанном эпизоде «Производственная гимнастика», 1976 год
Фото: архив Пятого канала

В советские годы неиспользованную плёнку киностудии сдавали, а из смытой с плёнки эмульсии регенерировали серебро. Поэтому, никаких иных не вошедших в комедию фрагментов, увы, не сохранилось.

Совершенно очаровательными нотами «пропитал» фильм композитор Андрей Петров. Правда он всегда очень придирчиво относился к стихам, на которые сочинял музыку, поэтому, когда понадобилась песня на кадры заснеженной Москвы, Эльдар Рязанов с большой опаской отправил в Ленинград своё стихотворение «У природы нет плохой погоды», на всякий случай сочинив историю, что это новый перевод стихов английского поэта Уильяма Блейка. Петров, к счастью, подвоха не почуял и получилась прекрасная песня.

Композитор Андрей Петров и режиссёр Эльдар Рязанов, 1980 год
Фото: 22-91.ru 

Летом 1977 года картина была полностью готова. Несколько месяцев ушло на всевозможные бюрократические проволочки – утверждение фильма худсоветами, получение прокатного удостоверения, печать копий… Но 26 октября 1977 года, сразу в сотнях кинотеатров по всей стране, состоялась премьера «Служебного романа».

За конец 77-го и 1978 год фильм посмотрели более 58 миллионов зрителей, и он стал лидером кинопроката. В 78-м же, лента была признана лучшим фильмом года, а артисты Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, по опросу журнала «Советский экран» – лучшими актёрами года. А в 1979 году вся группа картины была удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых.

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков на съёмках, 1976 год
Фото: архив Пятого канала

Фильм прекрасно живёт и сегодня, и уже новые поколения зрителей очаровываются незатейливым служебным романом с таким модным ныне «хэппи эндом».

Кстати, в Китае именно эта картина Эльдара Рязанова включена в обязательную программу изучения на факультетах институтов и университетов, где преподают русский язык. Видимо эта лента наиболее точно и достоверно раскрывает загадочную русскую душу.

Иван Цыбин