Закон о запрете анонимайзеров — удар по терроризму, педофилии и компьютерному пиратству
Фото: архив Пятого канала
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Депутатская инициатива полугодовой давности прошла третье окончательное чтение в Госдуме. За время обсуждений была внесена масса поправок, а в итоге даже создан специальный контролирующий орган. Но на фоне бурных дебатов в тени осталось главное: кому и для чего нужен новый закон? И по кому он призван ударить?
Анонимайзер – это по сути средство для сокрытия информации о компьютере, пользователе и месте его нахождения. То есть, средство, изначально предназначенное для сокрытия своих действий во всемирной паутине и посещения ресурсов, содержащих противоправный или преступный контент. Запрет анонимайзеров призван поставить крест на том, что и так уже запрещено: компьютерном пиратстве, распространении экстремистских материалов и пропаганде педофилии.
Фото: архив Пятого канала
Максим Кудрявцев, депутат ГД РФ, фракция «Единая Россия»:
«Законопроект запрещает владельцам специализированного программного обеспечения осуществлять маршрутизацию траффика от пользователя глобальной сети интернет на запрещённые сайты».
Максим Кудрявцев, депутат ГД РФ, фракция «Единая Россия»
Фото: архив Пятого канала
Согласно новому закону, Роскомнадзор создаст федеральную государственную информационную систему (ФГИС) и черный список запрещенных сайтов. В правоохранительные органы ведомство будет направлять информацию о провайдерах, в нарушение закона допускающих функционирование подобных сервисов.
Фото: архив Пятого канала
Провайдеры же должны будут сообщать правоохранителям данные создателей анонимайзеров. А операторы сети, в частности, хозяева поисковых систем, будут обязаны не выдавать ссылки на заблокированные ресурсы.
Фото: архив Пятого канала
То есть, если в каком-то анонимайзере разместят, допустим, ссылку на «зеркало» сайта из «черного списка» или инструкцию по преодолению блокировки, то такой ресурс немедленно «забанят». И авторы закона, и независимые эксперты подчеркивают: никаких других запретов нет.
Герман Клименко, советник президента Российской Федерации:
«Никто не заставляет их раскрывать траффик, никто не заставляет их шифровать данные, никто не заставляет их раскрывать историю поисковых запросов пользователей и посещённых ими ресурсов. Вопрос только в том, что анонимайзеры не должны давать доступ на сайты, запрещенные в РФ».
Герман Клименко, советник президента Российской Федерации
Фото: Пятый канал
Несмотря на чёткость и ясность формулировок нового закона, он, будучи ещё лишь думской инициативой, вызвал широкие и жаркие споры среди пользователей сети интернет. Многие углядели в нём, или умышленно попытались представить попытки посягательства на частную жизнь.
Антон Коробков-Землянский, главный редактор информационного агентства "Молния":
«Некоторые политические силы пытаются использовать текущую повестку для своей выгоды. Я уверен, что сейчас какие-то представители оппозиции, партии или отдельные лидеры будут использовать принятие подобных законов для того, чтобы пропиариться».
Антон Коробков-Землянский, главный редактор информационного агентства "Молния"
Фото: Пятый канал
Закон направлен исключительно на потребителей нелегально размещенного в сети контента. И вот они и возмущаются в первую очередь. Ведь закон подрубает на корню «бесплатный» доступ к платным ресурсам. Ну, а если называть вещи своими именами, то останавливает откровенное воровство интеллектуальной собственности.
Антон Коробков-Землянский, главный редактор информационного агентства "Молния":
«Естественно, пользователи привыкли к абсолютной анархии – это и пиратский контент, когда можно найти и загрузить все что угодно… Понятно было, что государство рано или поздно начнёт регулировать эту сферу».
Фото: архив Пятого канала
Но большую часть запретного списка занимают вовсе не торренты, а сайты с детской порнографией, страницы наркоторговцев и террористов. Нешуточная угроза исходит и от соцсетей.
Шамс Уль-Хак, эксперт по сетевым группам:
Для вербовки боевиков террористы используют соцсети. Основной упор на Facebook, Whatsapp и различные мессенджеры, вроде Telegram. Там радикалы и находят своих новых приверженцев, обучают различным террористическим навыкам. Эти ресурсы просто необходимо контролировать».
Шамс Уль-Хак, эксперт по сетевым группам
Фото: архив Пятого канала
Администраторам поисковых систем и интернет-ресурсов и самим никогда не было выгодно отправлять пользователей на подозрительные или явно противоправные сайты. Ответственность за поддержку экстремистских страниц и так уже была. А «выдача» в поиске ссылок, потенциально грозящих вредоносным ПО, чревата репутационным уроном. Да и для пользователей всемирная паутина станет теперь лишь безопасней.
Герман Клименко, советник президента Российской Федерации:
«Тот же «Wanna Cry», который всех пугает, шифрует данные, шантажирует, вытягивает деньги, его существование возможно только благодаря тому, что он анонимный. Благодаря тому, что люди пользуются VPN и анонимайзерами».
Фото: архив Пятого канала
С сетевыми преступниками борются во всех странах мира. Законы США и Германии позволяют спецслужбам отслеживать интернет-траффик и переписку граждан. В Великобритании собираются обязать провайдеров хранить историю запросов клиентов в сети. Но все же законодательства, регулирующие интернет, повсюду нуждаются в совершенствовании, считают эксперты.
Фото: архив Пятого канала
Если же владельцев сетевых ресурсов уличат в нарушении закона, то Роскомнадзор потребует в течение 30 дней прекратить противоправную деятельность. За неисполнение – полная остановка деятельности. Кстати, в Европе с этим еще жестче. Например, в Германии владельцам соцсетей дается сутки на удаление любого оскорбительного или незаконного комментария или ссылки. Иначе – блокировка и штраф 50 миллионов евро. Без права на апелляцию.