Цифровой апокалипсис для украинского бизнеса. Кто пострадает от новых санкций Порошенко?
Фото: Пятый канал
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Жизнь без «мемасиков» — далеко не самое страшное, что ожидает украинских «юзеров» после «цифровой зачистки» местного сегмента Интернета от российских ресурсов. Запрет, наложенный Петром Порошенко на российские соцсети, программное обеспечение российского производства и работу российских интернет-компаний в Незалежной, серьёзно ударит, в первую очередь, по всему украинскому народу.
16 мая президент Украины подписал решение Совета нацбезопасности и обороны страны о расширении санкций в отношении России. Под «расширенную и углубленную» версию санкций подпадают поглотившая всех русскоговорящих землян соцсеть «ВКонтакте», чуть менее популярные «Одноклассники» и различные ресурсы Mail.ru. Кроме того, на территории Украины приостановлена деятельность крупнейшего писковика «Яндекс» - без возможности вывода активов. Все ограничения установлены на три года.
Коллаж: Пятый канал
Отдельно следует упомянуть, что под запрет, среди 468 российских юридических лиц, попала и компания «1С». Рассказывать о том, чем занимается данная IT-фирма, пожалуй, смысла нет – подавляющее большинство представителей малого бизнеса на территории бывшего СНГ используют её программное обеспечение в своей работе. «1C: Бухгалтерия», «1C: Предприятие» и другие продукты компании держат на своих спинах 80% малого бизнеса Украины - а это примерно 300 тысяч компаний.
Что ждёт украинский бизнес после тотального изъятия программ «1C» из рабочего процесса? В целом, можно считать, что это будет своего рода цифровой апокалипсис, который полностью похоронит все мелкие и средние предприятия, оставив в «живых» лишь самые крупные фирмы с серьёзным бюджетом. Дело в том, что компании-гиганты и сейчас не пользуются продукцией «1C», предпочитая значительно более дорогие западные аналоги. Среди них, например, продукты от немецкой компании SAP, программное обеспечение от Microsoft, IBM и TotalSoft.
Фото: flickr.com
Главное отличие европейской и американской программной продукции от российского «1С» - в цене. Если официальная версия «1C: Бухгалтерии» стоит порядка 50 тысяч рублей, а прочие программы и того дешевле, то внедрение той же SAP обойдётся минимум в 400 тысяч не рублей и даже не гривен, а долларов. Впрочем, стоимость немецкого продукта может превысить и 1 миллион долларов - всё зависит от потребностей компании.
Разумеется, позволить себе такие траты могут только крупные игороки. Ни один бутик модных туфель, ни одна средних размеров парикмахерская миллион долларов на программное обеспечение потратить не сможет.
Существуют и украинские разработки бизнес-программ. Среди них, например, продукция компании IT-Enterprise. Но цена на товары данной компании, аналогичные «1C», также не слишком привлекательна для малого бизнеса.
Так как же быть малому бизнесу в новых условиях? Сможет ли он выжить или полностью вымрет? Конечно, с одной стороны, можно было бы вернуться к амбарным книгам и деревянным счётам. В общем-то, такой подход обещает малому бизнесу в современных политических реалиях Украины, да и мира вообще, наибольшую стабильность. Бумаге и дереву не страшны ни вирусы-вымогатели, ни новые законы, ни санкции. С другой стороны, интеграция украинского бизнеса в таком виде в европейский рынок вряд ли будет возможна.
Гигант из Германии SAP, правда, обещает залатать дыру, которая образуется после запрета «1С», собственными продуктами, адаптированными под нужды украинского малого бизнеса. Осилят ли украинские бизнесмены «подарок» от европейского друга - судить пока сложно,
Фото: flickr.com
Запрет на использование популярных соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» также будет иметь серьёзные последствия как для украинского бизнеса, так и для очень многих простых людей. Ни для кого не секрет, что данные платформы уже многие годы используются как рабочие площадки и интернет-представительства компаний самых разных уровней. Не иметь представительства в соцсети в 21 веке – это анахронизм и серьёзный просчёт в работе фирмы. При этом, «Фейсбуком» пользуется во многие десятки раз меньше русскоязычных юзеров, чем «ВКонтакте» - а значит, легко и непринуждённо сменить российскую платформу на западную без потерь не выйдет.
Фото: flickr.com
Если для некоторых компаний представительство в «ВК» - лишь дань современным тенденциям, то для других эта соцсеть – главная и единственная рабочая платформа. Бесчисленные цветочные магазины, интернет-бутики китайской одежды и гаджетов работают только через «ВКонтакте», и ограничение доступа к этому ресурсу автоматически означает для них полный крах бизнеса. Конечно, всё и всегда можно начать с нуля. Главное – справиться со стрессом и научиться жить и работать в новых реалиях купированного Интернета. В конце концов, украинский народ всегда может поучиться выдержке и терпению у Северной Кореи или Китая.
Впрочем, как заявил председатель интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко, по щелчку пальцев воплотить запрет Порошенко в жизнь невозможно технически. Чтобы осуществить тотальную блокировку крупных российских ресурсов, необходимо переоснастить оборудование, которое используют украинские провайдеры, и изменить топологию сети. На это потребуется не только море времени, но и очень большие деньги.
Фото: flickr.com
Что касается собственно «прокажённых», то не все переживают из-за украинских санкций. Так, Mail.ru Group, узнав последние новости, сообщила, что не будет даже корректировать финансовые прогнозы. По заявлению компании-гиганта, доля украинского сегмента в бизнесе Mail.ru слишком мала, чтобы серьёзно менять финансовую политику из-за санкций Порошенко.
А вот советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк заявил, что блокировка российских ресурсов – ни что иное, как победа Украины «в жестокой информационной войне с кремлевским агрессором». На своей странице в разрешённом «Фейсбуке» Шкиряк написал:
«Мы обязательно очистим украинское информационное пространство от враждебного влияния российско-террористической пропаганды!»
Фото: detector.media
Чем именно будет заполнено «очищенное пространство», советник не уточнил.
Маргарита Звягинцева