Мир современного искусства разделили, монетизировали и пересчитали

113 0

Фото: Пятый канал

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Впервые в России национальное рейтинговое агентство проанализировало и рассортировало современное отечественное искусство, а если быть точнее, самих ныне живущих авторов. Их имена вошли в два списка, сформированных по двум основным критериям. Как ни банально, известность и возраст, — легли в основу рейтингов: «Топ 100 признанных авторов» и «Топ 100 молодых авторов».

Стоит ли сомневаться в объективности таких рейтингов? Наверное, нет. По крайней мере, если покупатель, приобретая предмет искусства, в первую очередь ценит его себестоимость, то есть, руководствуется сначала здравым смыслом, а потом душевным порывом.  Рынок прозрачнее, цены стабильнее, – сама по себе идея действительно хороша.  Но как выбрать, кто лучше? Каковы критерии отбора в таком субъективном мире искусства?


Фото: in-art.ru

Илья и Эмилия Кабаковы возглавляют первый список. Ему сейчас 84 года, ей – 72.  Илью Иосифовича считают отцом-основателем московского концептуализма. И здесь должен звучать классический сакраментальный вопрос: «Чья это муха?»


Илья Кабаков, инсталляция «Чья это муха?», 1987 г.

У советского художника, графика, теоретика русской культуры поистине мировое признание, особенную любовь к нему питают и в США, и в России. Соавторство с племянницей Эмилией, впоследствии ставшей его третьей женой, только укрепило арт-популярность.


Фото: in-art.ru

Милая приятная пара, живущая и работающая в Нью-Йорке на Лонг-Айленде, – они сами по себе гарант высокого качества и удачного вложения денег. Любые выставки и проекты, в которых участвуют Кабаковы, всегда собирают аншлаг.


«Падший ангел», 2008 г.
Фото: allpainters.ru

Проданные работы Ильи Кабакова на данный момент являются самыми дорогими произведениями современного российского искусства. Его «Номер люкс» ушел с аукциона «Phillips de Pury» за 4 100 000 долларов в 2006 году.


«Номер люкс», 2004 г.
Фото: allpainters.ru

Там же, в Лондоне, через два года был продан «Жук» за 5 800 000 долларов.


«Жук», 1982 г.
Фото: allpainters.ru

Далее по списку признанных авторов, – один из основателей соц-арта Эрик Булатов и группа единомышленников «AES+F».


Видео: youtube.com

И если четверка мастеров современного искусства буквально перевернула мир, то ценность творчества их 83-летнего лидера в столкновении советской действительности с вымышленными мирами. Такой гений в современном творческом обществе измеряется миллионами долларов и выставляется на самых престижных аукционах планеты.


«Небосвод-небосклон», 2001 г.
Фото: cultobzor.ru


«Горизонт», 2004 г.
Фото: liveinternet.ru

В десятке лучших так же оказались:


Ольга Чернышева
Фото: artguide.com


Ирина Нахова
Фото: mmoma.ru


Валерий Кошляков
Фото: theartnewspaper.ru


Павел Пепперштейн
Фото: artguide.com


Владимир Дубосарский и Александр  Виноградов
Фото: svistanet.com

По словам основателя проекта «InArt», галериста Ксении Подойницыной, этот авангард русских художников должен выступить в качестве локомотива для всего отечественного современного искусства. Цель не только повысить интерес к нетрадиционным стилям. В первую очередь «топы» ориентированы на коллекционеров.

«Нам нужно усилить интерес к российскому искусству, укрепить институт коллекционеров. Рейтинги нужны для того, чтобы покупатели не сомневались в ценности творчества современных художников», – рассказала Ксения Подойницына в интервью газете «Известия».

Чтобы добиться максимальной объективности, специалисты использовали сложную математическую модель, в основе которой 38 показателей. Например, учитывали общий объем аукционных продаж, выставочную активность автора, полученные премии… Российский директор Sotheby’s Ирина Степанова сообщила «Известиям», что аукционный дом предоставил аналитикам проекта все необходимые сведения, тем самым поддержав проект.

Интересно, что во втором рейтинге на высокие позиции поднялись те авторы, которые уже приняли участие в известных выставках и показах. И, если в первом случае, с общепризнанными мастерами, все более или менее ясно, то сотня молодых авторов, безусловно, вызывает вопросы. Здесь вроде бы основной критерий – возрастной ценз. Однако, это всего лишь условность.  Вот как сегодня выглядит тройка молодых лидеров:


Татьяна Ахметгалиева
Фото: colta.ru


Евгений Антуфьев
Фото: livejournal.com


Саша Пирогова
Видео: youtube.com

Сейчас в базе данных рейтингового национального агентства около 1300 художников, при этом список постоянно пополняется. Российские галеристы, коллекционеры, кураторы, даже финансовые аналитики, – среди составителей рейтингов «InArt» сплошь уважаемые в мире современного искусства люди, люди от которых зависит монетизация этих самых художников. Тогда как авторы, – всего лишь творческие единицы, подлежащие обязательному счету… Или нули??? Вот в чем, возможно, главный вопрос.

Мнения экспертов:

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, член экспертного совета рейтинга InArt-2017:
«В России действительно актуальна проблема определения критериев оценки искусства, тем более современного. Та система, которая есть сейчас, нуждается в доработке и унификации. Например, не всегда комиссии, оценивающей произведения искусства, хватает информации для определения реальной рыночной стоимости. Из-за этого происходят ситуации, в которых хороший автор может не попасть в музейную коллекцию, или, например, пока идет оценка, работа уже ушла в частную коллекцию…»
Интервью: ra-national.ru

Семен  Михайловский, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, комиссар российского павильона на Венецианской биеннале-2017:
«Я не доверяю никаким рейтингам. На мой взгляд, это столь же ошибочно, как определять значение выставки количеством посетителей. Это искусственный отбор. Проблема в том, что у нас слабый арт-рынок. Никто не хочет рисковать, участвовать в капитализации современного искусства. В таких условиях рейтинги – это средняя температура по больнице».
Интервью: izvestia.ru

Ольга Ускова, глава Фонда русского абстрактного искусства:
«В качестве ориентира  их использовать можно, но это усредненное значение, так как у любого художника есть более и менее интересный и дорогой период творчества. Аналитика рынка является неотъемлемой частью индустрии, поэтому создание рейтингов необходимо».
Интервью: izvestia.ru

Елена Норкунайте