Отголосок референдума — что ожидает Турцию?

42 0
Отголосок референдума — что ожидает Турцию?

Фото: Пятый канал

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Невероятно много шума наделал референдум о внесении поправок в конституцию Турции, как внутри государства, так и на геополитической арене. Но, на фоне бурной радости сторонников Эрдогана и недовольства его противников, суть большей части поправок как-то отошла на второй план? Какие изменения ждут Турцию, к чему и когда они приведут?

    The Times: «Это печальный день для союзников Турции, но еще более печальный – для самой страны» Daily Mail: «Это катастрофа для Запада: Эрдоган присоединился к Путину, став очередным авторитарным лидером на восточной границе Европы» Der Spiegel: «Конец турецкой республики» Die Welt: «Победа Эрдогана – это на самом деле поражение» Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Турки, воспользовавшись в воскресенье своим правом, уничтожили собственную политическую систему»

Под такими заголовками вышли основные западные издания сразу после того, как стало ясно: на референдуме в Турции победили сторонники Реджепа Эрдогана. Громкие обличительные формулировки, обвинения, укоры, подозрения…

В англоязычной версии «Википедии» турецкого президента и вовсе назвали диктатором…


Фото: en.wikipedia.org

Через пару часов статью отредактировали и привели в порядок, но осадок остался – страны ЕС усиление президентской власти в отдельно взятом независимом государстве однозначно восприняли как отказ от демократического пути развития и конец Турции как республики.

Что же именно произошло в Турции?

Из школьной программы все мы помним, что республики бывают двух основных типов – парламентские и президентские. Так что после референдума, сама республика, собственно, никуда не делась, не превратилась в халифат и не перестала быть светских государством. Просто изменился тип её политического устройства. И если взглянуть на политическую карту мира, станет ясно, что президентские республики не являются чем-то из ряда вон выходящим.


Фото: wikipedia.org

На фоне бурных праздничных митингов сторонников усиления власти Эрдогана, чуть менее бурных протестов оппозиции, и осуждающих голосов европейской прессы, как-то на второй план ушли те самые 18 поправок к конституции, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор. А между тем, к ним, пожалуй, стоило бы повнимательней приглядеться:

    Обязательство нейтральности и беспристрастности судебной системы. Увеличение количества членов парламента с 550 до 600. Возрастной ценз для участия в качестве кандидата в выборах в парламент снижен с 25 до 18 лет, условие о необходимости прохождения военной службы отменено. Лица, имеющие отношение к вооружённым силам, лишены права баллотироваться на выборах. Срок полномочий парламента увеличен с 4 до 5 лет. Парламентские и президентские выборы должны проводиться в один день раз в 5 лет. Отменено право парламента допрашивать министров, призывать правительство к ответу, а также уполномочивать министров на издание указов по определённым вопросам. Для преодоления президентского вето парламент должен повторно принять законопроект абсолютным большинством голосов (301 голос). Отменена обязанность министров устно отвечать на вопросы в парламенте. Для выдвижения кандидатом в президенты гражданин должен заручиться поддержкой хотя бы одной партии, получившей на предыдущих парламентских выборах более 5 % голосов избирателей. Президент не обязан больше приостанавливать членство в политической партии. Президент является главой государства и правительства с правом назначать и увольнять министров и вице-президентов. Президент имеет право организовывать референдумы. Парламент может начать расследование в отношении возможного преступления президента, если за это проголосуют три пятых от общего числа депутатов. По результатам парламентского расследования парламент может потребовать рассмотрения дела против президента в Верховном суде, если за это проголосуют две трети депутатов. Президент может назначить одного или нескольких вице-президентов. Если должность президента становится вакантной, то досрочные выборы должны быть проведены в течение 45 дней. Если срок полномочий парламента завершается менее чем через год после досрочных президентских выборов, то парламентские выборы переносятся и проводятся совместно с президентскими. Если срок полномочий парламента составляет больше года после досрочных президентских выборов, то парламент не распускается, и избранный президент работает до окончания срока полномочий парламента, после чего проводятся совместно парламентские и президентские выборы. Этот период пребывания в должности не засчитывается в качестве одного из двух разрешённых президентских сроков. Президент и три пятых членов парламента могут принять решение о проведении досрочных выборов. При этом проводятся как президентские, так и парламентские досрочные выборы. Право объявления чрезвычайного положения принадлежит президенту, но требует парламентского одобрения для начала действия. Отменены военные суды. Реформа Совета судей и прокуроров. Количество членов сокращено с 22 до 13. 4 члена назначаются президентом, 7 парламентом. Кандидаты для утверждения парламентом должны заручиться поддержкой двух третей депутатов (400) в первом туре и трёх пятых (360) во втором туре. Ещё два члена совета — это министр юстиции и его заместитель. Председателем Совета судей и прокуроров становится министр юстиции. Президент представляет в парламент годовой бюджет не позднее, чем за 75 дней до начала фискального года. Члены бюджетной комиссии могут вносить изменения в бюджет, но члены парламента не могут вносить предложения об изменении государственных расходов. Если бюджет не принят, то предлагается временный бюджет. В случае отклонения временного бюджета применяется бюджет прошлого года. Адаптация ряда статей конституции к предложениям реформы. в частности перенос исполнительных полномочий от правительства к президенту. Следующие парламентские и президентские выборы должны пройти 3 ноября 2019 года. Если парламент решит провести досрочные выборы, то совместно с ними должны пройти президентские выборы. Утверждение нового состава Совета судей и прокуроров должно пройти в течение 30 дней после утверждения этого закона. Военные суды отменяются с момента вступления этого закона в силу. Поправки вступят в силу после новых выборов. Положение о том, что президент должен приостанавливать членство в партии, будет отменено сразу же, как вступит в силу этот закон.

Как говориться, «много букв». Но, если сделать над собой усилие, и вчитаться в, в общем-то, не сложный текст, станет ясно, что изменения в основном законе Турции вовсе не превращает президента в монарха-вседержителя. Более того, количество членов парламента увеличено, срок полномочий Национального Собрания продлён, ценз для кандидатов в законодательный орган снижен, снижено возможное влияние турецкой «военщины». Да, теперь в стране больше нет премьер-министра и главой правительства становится президент. Но курс на уменьшения роли парламента был взят в Турции ещё до Эрдогана. В 2007 году, например, в результате такого же референдума о внесении поправок в конституцию право выбора президента перешло от Национального Собрания непосредственно к народу.

Зачем это Эрдогану?

Вопрос вполне закономерный. Хоть президента и поддержало номинальное большинство, референдум, как таковой, привёл к своеобразному расколу общества в Турции. Не говоря уже о негативной реакции Европы. Стоило ли так рисковать своим положением на внутренней и внешней политической арене? Тут мнения экспертов разделаются. Одни считают, что укрепление президентской власти было необходимо для поддержания правопорядка и мира в государстве…

Станислав Еремеев, декан факультета политологии СПбГУ:
«В режимах военного времени, в режимах нестабильности необходимо чёткое и ясное управление, чтобы не было ситуаций, когда одна рука делает одно, другая – другое. В такие периоды всегда востребованы авторитарные лидеры. Я думаю, Эрдоган как раз является таковым. Вопрос в другом: удастся ли ему воспользоваться этим мандатом доверия, который дан ему сегодня турецким народом».

Напряжённость на границе с Сирией, «курдский вопрос», ещё живая в памяти прошлогодняя попытка военного переворота, пролоббированного исламистами… Всё это действительно требует централизованного управления. Но цена за это – риск народного недовольства…

Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ:
«В Турции мы увидели, что почти половина населения Эрдогана категорически не поддерживает, то есть активной оппозицией является половина населения, и что-то Эрдогану с этим придётся делать. Я думаю, что сейчас ему придётся отвлечься каким-то образом от внешней политики. Или же использовать её в качестве инструмента для борьбы с этой самой внутренней оппозицией».

Оппозиция же не дремлет и уже задаёт президенту неудобные вопросы: а что это за бюллетени такие, 30% который оказались без печатей избирательной комиссии? Но в рядах недовольных нет единства, считают эксперты…

Амур Гаджиев, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН:
«В самой оппозиции серьезный раскол. К этому и стремился Эрдоган. Мы видим, что президентская составляющая укрепляется. В условиях, когда в юго-восточных провинциях идёт антитеррористическая операция ожидать единого эффекта – положительного или негативного – не приходится».

Оппозиционеры повели себя корректно – не пошли на баррикады, не стали устраивать потасовок и силовых акций, а решили действовать официально и вполне себе по-европейски – заявили протест, потребовали пересчёта голосов и готовы ждать официальных результатов. Так что громкие заголовки западных СМИ и гибели демократии в Турции, возможно, преждевременны, полагают аналитики.

В любом случае, ни о каких изменениях «с завтрашнего дня» в политическом и административном укладе Турции речи не идёт. Все поправки к конституции вступят в силу лишь в ноябре 2019 года, после того как пройдут очередные президентские выборы.

Алексей Синько

Подписывайтесь на Пятый канал в соцсетях


Новости партнеров


Новости СМИ2