Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть о Петре и Февронии» — памятник древнерусской литературы, созданный в конце 1540 годов Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий и легенд. Является единственным источником информации о русских православных святых Петре и Февронии.
Ермолай-Еразм — выдающийся русский писатель и публицист времен Ивана Грозного. В 1540 годы служил священником во Пскове, затем был протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 1560 годах постригся в монахи под именем Еразма. В период межу соборами 1547-го и 1549 годов от лица митрополита Макария Ермолаю было сделано предложение написать сочинения, посвященные муромским святым. К тому времени Петр и Феврония были канонизированы на соборе 1547 года, потому в полном заглавии повести они уже были названы «новыми чудотворцами».
Однако Еразм, перед которым была поставлена задача создать житие святых, написал произведение, почти не имеющее ничего общего с житийным жанром. Так, например, в «Повести» отсутствует рассказ о религиозных подвигах Петра и Февронии. В изложении Еразма они представлены исключительно светскими людьми, до пострижения в монашество не имевшими близкого соприкосновения с церковью. «Повесть» не дает никаких указаний и на специальные заслуги Петра и Февронии перед церковью, за которые они в последствии были причислены к лику святых. Помимо этого, «Повесть» не соответствовала церковным канонам, т.к в ней использовались сказочные сюжеты и элементы фольклора. Плюс, язык произведения отличался простотой и близостью к языку разговорному. По совокупности всех этих отличий «Повесть о Петре и Февронии Муромских» не была включена в сборник «Великие Четьи-Минеи» (жития святых) митрополита Макария, но, тем не менее, произведение имело широкое распространение и дошло до нас в почти 150 списках разного времени.
Если обобщить, «Повесть о Петре и Февронии», скорее, произведение повествовательной литературы того времени, напоминающее новеллу вроде «Повести о Дмитрии Басарге» или «Повесть о Дракуле», потому ее принято считать в первую очередь памятником древнерусской литературы и лишь потом — церковной.
К жене муромского князя Павла повадился летать огненный змей на блуд. Однажды змей рассказал княгине, что смерть его придет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Брат князя Петр нашел Агриков меч и убил змея. Но кровь змея брызнула на Петра, от чего он заболел проказой. Во сне Петру было видение, что вылечит его от болезни дочь бортника Феврония, живущая под Рязанью в селе Ласково. Девушку нашли. В качестве платы за лечение, она попросила, чтобы князь на ней женился. Обещание было дано, однако после того как Петр излечился, он отказался жениться на Февронии ввиду того, что она простолюдинка. В процессе лечения Феврония оставила одну ранку, поэтому болезнь вернулась снова. Феврония вновь вылечила Петра, и теперь уж он женился на ней. Жили они ладно, хоть и не имели детей.
Однако, когда Петр после смерти брата унаследовал княжение, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и предложили Петру или выгнать жену, или отказаться от княжения. Петр вместе с Февронией покинул Муром, и сразу же в городе началась смута. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, а потом Феврония сумела заслужить и любовь горожан.
В преклонных летах они приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния и завещали похоронить их в одном гробу. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела сначала положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Их снова положили в разные гробы, но на следующее утро их тела опять оказались вместе. И после этого их оставили в одном гробу как символ вечной любви.