«Свадьба Кречинского». Радиоспектакль по пьесе А. Сухово-Кобылина и постановке АБДТ им. М. Горького
«Свадьба Кречинского». Радиоспектакль по пьесе А. Сухово-Кобылина и постановке АБДТ им. М. Горького
Комедия «Свадьба Кречинского» — наиболее популярная пьеса драматурга Александра Сухово-Кобылина (1817-1903). Комедия представляет собой первую часть трилогии, в которую входят также драма «Дело» (1861) и пьеса «Смерть Тарелкина» (1868). Первая публикация «Свадьбы Кречинского» состоялась в 1856 году в журнале «Современник».
«Свадьба Кречинского» была написана в 1852–1854 гг., но окончательно дорабатывалась в период, когда писатель находился в тюрьме по обвинению в убийстве своей гражданской жены, французской модистки и московской купчихи Луизы Симон-Деманш. Вскоре он был оправдан, и именно работа над социальной комедией, высмеивающей нравы высшего общества того времени, помогла Александру Васильевичу пережить тюремное заключение.
Будучи поклонником творчества Гоголя, Сухово-Кобылин во многом заимствовал у Николая Васильевича и его отношение к свету. А цитата из пьесы Гоголя «Театральный разъезд» (1842) практически сформулировала и основную идею пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»: «Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отмстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»
Есть три версии того, откуда взял сюжет пьесы Сухово-Кобылин. Кто-то считает, что прототипом Кречинского стал некто Крысинский, «выдававший себя за графа, а потому имевший вход в лучшее петербургское общество». После разоблачения выяснилось, что на самом деле лже-граф был слугой одного знатного человека. Сухово-Кобылин специально съездил в Ярославль, где познакомился с Крысинским, и из разговоров с ним получил много интересного материала, который потом включил в комедию.
По другой версии, прототипом Кречинского стал представитель «золотой молодежи» середины 19 века Николай Голохвастов, образ жизни которого — это «Балы, обеды, спектакли следовали друг за другом. Его дом с утра был набит охотниками до хорошего завтрака, знатоками вин, танцующей молодежью, интересными французами, гвардейскими офицерами». Все это почти буквально Сухово-Кобылин воспроизвел в своей пьесе.
По третьей версии, в основу пьесы положен ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере, получившем у ростовщика большую сумму под залог фальшивого бриллианта.
Но, скорее всего, в той или иной степени все три источника использовались А. Сухово-Кобылиным в работе над комедией.
Театральная жизнь «Свадьбы Кречинского» сложилась более чем удачно. Она стала популярной у публики с же первой постановки, регулярно ставилась в советское время и не сходит с театральных подмостков по сей день.
Богатый помещик Муромский с 20-летней дочерью Лидочкой и сестрой приезжают в Москву, чтобы вывести девушку в свет. Невеста с приданым, потому недостатка в кандидатах в женихи нет. Один из них — Кречинский, светский лев, блещущий манерами, знакомствами и умением танцевать. Другой — сосед по поместью Муромских молодой, застенчивый помещик Нелькин.
Кречинский, имеющий множество карточных долгов, рассчитывает на приданое Лидочки, чтобы расплатиться с кредиторами. Но кредиторы вдруг стали требовать вернуть долги, не дожидаясь возможной свадьбы с Лидочкой. Тогда Кречинский решился на хитрость: недавно он помог невесте оправить в булавку ее бриллиант, с той поры у него остался макет булавки со стеклом вместо бриллианта. Тогда Кречинский попросил Лидочку дать ему булавку с бриллиантом на время, что девушка и сделала. Показав ростовщику изначально булавку с настоящим бриллиантом, Кречинский получает деньги и незаметно меняет булавку на фальшивую.
Нелькин, узнав о визите Кречинского к ростовщику, решает вывести его на чистую воду и обвиняет в подлоге. Приведенный в качестве свидетеля ростовщик должен доказать нечестность Кречинского. Но, чтобы спасти жениха, Лидочка отдает ростовщику настоящий бриллиант. Кречинский заставляет Муромского выгнать Нелькина, что и происходит. Но и свадьба самого Кречинского тоже расстраивается.