Юрий Тынянов «Пушкин». Часть первая «Детство»
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть ХIII
Часть ХIV
Часть ХV
Часть ХVI
Часть ХVII
Часть ХVIII
Часть ХIX
Часть XХ
Роман «Пушкин» Юрий Тынянов (1894-1943) сочинял в период с 1932 по 1943 годы. Но несмотря на длительность работы, роман так и не был закончен. Свет увидели лишь три его части. Первая, «Детство», была опубликована в 1935 году в журнале «Литературный современник». Там же, в 1937 году, увидела свет и вторая часть — «Лицей». Третья часть — «Юность» — была издана уже после смерти писателя, в 1943 году, в журнале «Знамя».
При создании романа Тынянов использовал пушкинский план автобиографии, известный как «Программа записок», подробно составленный Пушкиным вплоть до 1815 года Однако начавшаяся работа над романом через некоторое время превратилась для Тынянова в ад — прогрессировал рассеянный склероз и у писателя начался творческий кризис. Литературовед М. Гаспаров полагал, что смерть спасла его от провала следующих частей романа, ведь «детство монтировалось из мельчайших элементов, которые откликнутся потом во взрослом творчестве поэта; но чем старше становился герой, тем скуднее оставался запас неиспользованного будущего, приходилось убыстрять темп — смерть спасла Тынянова от решения неразрешимой задачи».
Но первые части тыняновского «Пушкина» и читатели, и критика приняли с восторгом! В 20-30-е годы ХХ века интерес к личности Пушкина и его наследию был в СССР невероятен. Не проходило недели, чтобы в печати не появлялась какая-нибудь статья о творчестве поэта или книга о его жизни. Как часто бывает, от излишнего усердия и желания угодить читателю, в этих публикациях Пушкин стал походить на человека без изъянов, этакую литературную икону. Маяковский даже придумал для такого подхода яркое выражение: «хрестоматийный глянец».
В это же время всеобщего прославления Пушкина, в противовес тем, кто делал из поэта идеального творца, писатель В. Вересаев издает книгу «Пушкин в жизни», где «наше всё» представляется как простой человек, со всеми слабостями и пороками, свойственными обычному человеку.
Замысел романа Тынянова во-многом сложился из несогласия с вересаевской концепцией. Тынянов отвергал мысль о том, что существовало два Пушкина: один — в жизни, другой — в творчестве. Он писал: «Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны… роман я задумал не как „романтизированную биографию“, а как эпос о рождении, становлении, гибели национального поэта… Я хочу снять грим, наложенный на великого поэта усилиями биографов, развеять дым легенд, окружающих его имя».
Сюжет.
После отставки, Сергей Львович Пушкин вместе с женой поселяется в Москве. Он, как и его брат, не хочет принимать современность и новые манеры, потому выглядит весьма архаично среди модной Москвы. Надежда Осиповна и ее семья — другие. Их чудачества часто вызывают конфликты в семье. Наконец, в семье Пушкиных рождается сын, которого в честь деда называют Александром. После крестин в доме устраивают торжественный прием, на котором в числе гостей присутствуют Н. Карамзин и француз Монфор. Но вся торжественность исчезает, когда на празднике появляется дядя по линии Надежды Осиповны, Петр Абрамович Аннибал, провоцирующий ссору между двумя ветвями семейства. Правда, несмотря на скандал, он искренне очарован малышом и видит в нем свою кровь.
Саша растет замкнутым, молчаливым и рассеянным. Родители, ведущие светский образ жизни, мало уделяют внимания сыну. Потому он, предоставленный сам себе, безнадзорно читает в кабинете отца, в том числе вольнодумца Вольтера, не пропускает и запретный шкаф с произведениями Баркова. При этом, Саша любит бывать среди гостей, и с удовольствием вслушивается в беседы, ведущиеся на французском языке. В 12 лет начинает писать стихи на французском, но сжигает их после того, как их высмеял его новый воспитатель Русело. Так же в числе любимых развлечений Саши регулярное посещение девичьей комнаты, где он слушает песни, которые поет девка Татьяна. Эти привычки вызывают гнев матери, а отец, наконец, задумывается о том, что Александра пора отдавать в учение. Он решет отправить сына либо в коллеж к иезуитам, либо в только что созданный Лицей.