Лев Толстой «Плоды просвещения»

Звучащая библиотека

Лев Толстой «Плоды просвещения»

Режиссёр — Евгений Агафонов. Композитор — Владимир Сапожников. Исполняют артисты ленинградских театров. Запись произведена в студии Ленинградского радио в 1992 году.

Комедия «Плоды просвещения» была написана Л. Н. Толстым (1828-1910) в 1890 году для домашнего спектакля.

Первый вариант истории о слепой вере в спиритизм, обуявшей тогда всю среду дворянства и интеллигенции, вышел из-под пера Толстого еще в 1886 году. Поводом к написанию стал спиритический сеанс у князя Н. Львова, куда Льва Николаевича привел его знакомый тульский прокурор Н. Давыдов. По воспоминаниям Давыдова, Толстой говорил, что «удивляется тому, как люди могут верить в реальность спиритических явлений; ведь это всё равно, …что верить в то, что из моей трости, если я её пососу, потечёт молоко…».

В результате этого визита вскоре появился черновик комедии «Ниточка оборвалась», которую, однако, Толстой оставил на три года и вернулся к ней лишь в 1889 году, когда случайно услышал, как его дети, во главе с дочерью Марией, читают по ролям найденные наброски «Ниточки». Тогда-то Лев Николаевич решил завершить произведение с тем, чтобы домашние и друзья смогли сыграть полюбившуюся им пьесу в домашнем театре. Текст и роли перерабатывались под конкретных исполнителей, потому Толстой переписывал «Плоды просвещения» около 30 раз, пытаясь всем угодить. Сам же спектакль состоялся под Новый год, 30 или 31 декабря 1889 года. Однако на этом жизнь пьесы не закончилась.

15 апреля 1890 года та же группа актеров-любителей сыграла спектакль в Колонном зале Дворянского собрания Тулы. Билеты на спектакль, к слову, доходили до 1200 рублей и, при этом, все были проданы. Это была первая публичная постановка «Плодов просвещения» и на спектакле присутствовала не только местная публика, но и москвичи. В частности, там оказался начинающий актер-любитель и начинающий режиссёр Константин Алексеев, которого мы знаем под псевдонимом Станиславский. Именно Станиславский и загорелся идеей поставить «Плоды просвещения» на больших подмостках.

Однако почти сразу после публичного исполнения пьесы, в которой открыто высмеивались глупость и праздность дворян и восхвалялся сметливый ум мужиков и простого люда, Управление по делам печати запретило постановку комедии повсюду, кроме любительских спектаклей. Но Станиславскому все же удалось получить разрешение на постановку, с тем условием, что это будет одиночный показ только для критики и околотеатральной публики. И первый показ «Плодов просвещения» в Москве в 1891 году действительно был закрытым. Но критики настолько восхитились постановкой — и текстом Толстого, и режиссурой Станиславского, попросившего актеров встать на позицию мужика и оттуда смотреть на барина — что уже осенью 1891 года «Плоды просвещения» были впервые поставлены на сцене Александринского театра, затем, в декабре, они уже шли в Малом театре в Москве и с той поры, вплоть до сегодняшнего дня, не покидают театральные подмостки.

В доме состоятельной семьи Звездинцевых привычная утренняя суматоха. Колокольчик входной двери постоянно звонит- то платье принесли для барыни, то доктор пришел, то буфетчик пожаловал. Параллельно с этим вечным движением доктор и друг министра Сахатов заводят разговор о спиритизме и о спиритических сеансах. В числе посетителей оказываются и мужики из Курской деревни, в числе которых отец буфетчика Семёна, жениха горничной Тани. Мужики, слушая разговоры господ, недоумевают по поводу того, какие проблемы тревожат господ и как это все глупо. У мужиков же к Звездинцеву серьезное дело — они пришли выкупать землю. Как договаривались год назад, мужики принесли за нее четыре тысячи рублей, а остаток отдадут в рассрочку. Но Звездинцев отказывается держать слово, говоря — это было год назад, а теперь так не пойдет. Когда Таня узнаёт, что барин не подписал договор о продаже земли, в её голове созревает хитрый план. Она отправляется к хозяину, чтобы «посоветоваться». Рассказав ему о предстоящей свадьбе с Семёном, девушка упоминает о том, что Семён обладает удивительными способностями, и к нему даже ложки за столом притягиваются. Звездинцев с удовольствием подхватывает разговор на модную и интересную тему и предлагает Семёну роль медиума на ближайшем спиритическом сеансе, и это «назначение» поможет решить проблему с покупкой земли.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)