Николай Лесков «Инженеры бессребреники»
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
В период с 1873-го по 1887 год Николай Семёнович Лесков (1831-1895) создает свой уникальный цикл «Праведники». Толчком к его написанию послужило своеобразное обвинение писателя со стороны критиков в том, что он во всех русских людях видит лишь гадость и мерзость.
По правде сказать, в начале своего творческого пути и вплоть до написания романа «На ножах» (1870) Лесков действительно был агрессивно-саркастичен по отношению к русской жизни и русскому человеку. Он нещадно высмеивал, как низшие, так и высшие слои общества. Но после открытого обвинения его в нигилизме и негативном отношении к русскому человеку писатель дал себе своеобразный «обет» — найти среди всех грешных людей чистого праведного человека и показать величие его души.
Он стал искать праведников повсюду и из нигилиста и циника переродился в настоящего верующего человека, который видит хорошее начало в каждом человеке. Исполняя этот обет, данный самому себе, Лесков нашел праведников, по словам Горького: «…в каждом сословии, во всех группах».
Именно из наблюдений писателя за простыми людьми и умения видеть в них доброту и бескорыстие и родился цикл «Праведники». Цикл состоит из десяти произведений, самые известные из которых «Очарованный странник» (1873), «Левша» (1881), «Однодум» (1879) и «Инженеры бессребреники» (1887).
«В тридцатых годах истекающего столетия в петербургском инженерном училище между воспитанниками обнаруживалось очень оригинальное и благородное направление, которое можно назвать стремлением к безукоризненной честности и даже к святости», — так начинается повесть «Инженеры бессребреники», главными героями которой стали реальные люди - Дмитрий Брянчанинов (будущий святитель Игнатий Брянчанинов), Михаил Чихачев (друг и сподвижник святителя Игнатия и в будущем монах Сергиевой пустыни отец Михаил) и Николай Фермор, ставший офицером, но тоже стоявший на идеалах бессребреничества.
Юноши-христиане не хотят ни воевать, ни становиться имперской элитой, хотя учатся они в училище, которое курирует сам Николай I. Более того, император выделяет Брянчанинова среди учеников и велит всем брать с него пример, но юноша не хочет служить на госслужбе, ведь где власть — там взятки и казнокрадство, а Брянчанинов и Чихачев мечтают о честной жизни. Когда после выпуска их распределяют в армию, они пишут прошение об отставке, в коей им отказано. Тогда они принимают решение стать монахами.