Радиоспектакль по пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп»

Звучащая библиотека

Часть I

Исполняют: В. Вельяминова, К. Булатов, К. Адашевский, О. Лебзак, Е. Тиме, Н. Симонов, Я. Малютин и др. Запись произведена в студии Ленинградского радио 25 ноября 1950 года.

Часть II

Часть III

Пьеса Л. Н. Толстого (1828-1910) «Живой труп» была написана с января по декабрь 1900 года. И хотя драматургическая развязка сюжета имеет место быть, автор считал произведение незаконченным и никогда при жизни его не печатал. Первая публикация состоялась лишь после смерти Толстого, в 1910-м, а уже в 1912 году «Живой труп» стал самой репертуарной пьесой русского театра: драма была поставлена в большинстве театров страны и давалась в общей сложности более 900 раз за год.

Сюжет пьесы основан на реальных событиях. В 1895 году Николай Гиммер (отец революционного деятеля Н. Н. Суханова), не сумевший добиться легального развода с женой, инсценировал свою смерть с тем, чтобы жена смогла освободиться от этого брака и повторно выйти замуж. Но афера была раскрыта, а супруги приговорены к семилетней ссылке с заменой на годичное тюремное заключение.

Лев Николаевич Толстой, видимо, сам к тому времени уже начинающий испытывать некоторую утомленность от семейной жизни, взялся за написание пьесы с большим воодушевлением и даже некоторой веселостью: «Драму я, шутя, или, вернее, балуясь, я написал начерно, но не только не думаю её теперь кончать и печатать, но очень сомневаюсь, чтобы я когда-нибудь это сделал», — писал Толстой в письме к издателю Черткову.

«Живой труп», возможно, самое легкое, несмотря на трагическую развязку, произведение «позднего» Толстого. И, безусловно, притягательность пьесе придает личность главного героя — Феди Протасова, который отвергает размеренную жизнь, жизнь по социальной норме, чувствуя за этим фальшь и обман. Он отвергает скучную жизнь по правилам, основанную на чувстве долга, и отрекается от всего, чтобы начать жить жизнью с людьми и женщиной, в которых есть «изюминка». Ведь именно отход от стандартов и догм и следование своим чувствам и придает жизни осмысленность, делая ее яркой и счастливой.

Лиза Протасова решает расстаться со своим мужем, Фёдором, который проматывает её и своё состояние и беспробудно пьет. Мать Лизы поддерживает её в этом стремлении, надеясь, что после развода Лиза соединит свою жизнь со своим другом детства и давним воздыхателем Виктором Карениным. Сестра Лизы против развода, и Лиза предпринимает последнюю попытку вразумить мужа. Каренин находит Протасова у цыган в эмоциональной экзальтации после прослушивания песен. «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» — вопрошает Федя и наотрез отказывается вернуться домой. В Федю влюбляется цыганка Маша, которая тоже просит его развязать семейный узел и развестись с женой. Федор задумывает решить проблему другим способом, он решает застрелиться и даже пишет предсмертную записку, но не находит в себе сил завершить задуманное. Тогда Маша предлагает инсценировать его самоубийство, оставив и письмо, и одежду на берегу реки.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)