Радиоспектакль по пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп»

Звучащая библиотека

Часть I

Исполняют: В. Вельяминова, К. Булатов, К. Адашевский, О. Лебзак, Е. Тиме, Н. Симонов, Я. Малютин и др. Запись произведена в студии Ленинградского радио 25 ноября 1950 года.

Часть II

Часть III

Пьеса Л. Н. Толстого (1828-1910) «Живой труп» была написана с января по декабрь 1900 года. И хотя драматургическая развязка сюжета имеет место быть, автор считал произведение незаконченным и никогда при жизни его не печатал. Первая публикация состоялась лишь после смерти Толстого, в 1910-м, а уже в 1912 году «Живой труп» стал самой репертуарной пьесой русского театра: драма была поставлена в большинстве театров страны и давалась в общей сложности более 900 раз за год.

Сюжет пьесы основан на реальных событиях. В 1895 году Николай Гиммер (отец революционного деятеля Н. Н. Суханова), не сумевший добиться легального развода с женой, инсценировал свою смерть с тем, чтобы жена смогла освободиться от этого брака и повторно выйти замуж. Но афера была раскрыта, а супруги приговорены к семилетней ссылке с заменой на годичное тюремное заключение.

Лев Николаевич Толстой, видимо, сам к тому времени уже начинающий испытывать некоторую утомленность от семейной жизни, взялся за написание пьесы с большим воодушевлением и даже некоторой веселостью: «Драму я, шутя, или, вернее, балуясь, я написал начерно, но не только не думаю её теперь кончать и печатать, но очень сомневаюсь, чтобы я когда-нибудь это сделал», — писал Толстой в письме к издателю Черткову.

«Живой труп», возможно, самое легкое, несмотря на трагическую развязку, произведение «позднего» Толстого. И, безусловно, притягательность пьесе придает личность главного героя — Феди Протасова, который отвергает размеренную жизнь, жизнь по социальной норме, чувствуя за этим фальшь и обман. Он отвергает скучную жизнь по правилам, основанную на чувстве долга, и отрекается от всего, чтобы начать жить жизнью с людьми и женщиной, в которых есть «изюминка». Ведь именно отход от стандартов и догм и следование своим чувствам и придает жизни осмысленность, делая ее яркой и счастливой.

Лиза Протасова решает расстаться со своим мужем, Фёдором, который проматывает её и своё состояние и беспробудно пьет. Мать Лизы поддерживает её в этом стремлении, надеясь, что после развода Лиза соединит свою жизнь со своим другом детства и давним воздыхателем Виктором Карениным. Сестра Лизы против развода, и Лиза предпринимает последнюю попытку вразумить мужа. Каренин находит Протасова у цыган в эмоциональной экзальтации после прослушивания песен. «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» — вопрошает Федя и наотрез отказывается вернуться домой. В Федю влюбляется цыганка Маша, которая тоже просит его развязать семейный узел и развестись с женой. Федор задумывает решить проблему другим способом, он решает застрелиться и даже пишет предсмертную записку, но не находит в себе сил завершить задуманное. Тогда Маша предлагает инсценировать его самоубийство, оставив и письмо, и одежду на берегу реки.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также


Новости партнеров