Н. В. Гоголь «Светлое Воскресение»
Н. В. Гоголь «Светлое Воскресение»
С 1836 года Н. В. Гоголь (1809-1852) в течении десяти лет с небольшими перерывами жил за границей, преимущественно в Риме. Это пребывание поначалу благотворно сказалось и на его здоровье, и на его творчестве: в Италии Гоголь завершил работу над первым томом «Мёртвых душ», написал повесть «Шинель» и работал над «Анунциатой», переработанной потом в повесть «Рим». Однако несколько затяжных болезней, в том числе и душевных, долгие проблемы с цензурированием «Мертвых душ» и чрезмерно восторженные отклики на это произведение простых читателей, пошатнули и без того неустойчивую психику писателя. Гоголь вдруг уверовал в то, что ему предназначена роль писателя-провидца, решив, что теперь он должен обличать людские пороки и призывать читателей к внутреннему совершенствованию, которое дается лишь через веру. Заграничное окружение Гоголя, безгранично восхищавшееся им, лишь усиливало эту религиозную экзальтацию, вследствие чего писатель начал поучать всех и вся, читать нравоучения назидательным тоном, и, в конце-концов, договорился до того, что все, что он написал до этого времени, было греховным и недостойным его высокого предназначения.
Летом 1845 года Гоголя опять поразил тяжелый душевный кризис. Именно тогда он пишет завещание, сжигает второй том «Мертвых душ» и порывается уйти в монастырь, но потом вдруг решает служить Богу на литературном поприще. Так началась работа над самым неоднозначным и скандальным сборником писателя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в котором Гоголь решает собрать все, что писалось им друзьям в духе своего нового религиозного ощущения жизни. Однако это новое ощущение никак не вписывалось в то, что происходило в русском обществе в этот период. Там кипели другие страсти: среди интеллигенции произошел раскол на западников и славянофилов, и каждая из сторон претендовала на писателя как на свое знамя. Гоголь же, не примкнувший ни к одной из сторон, не сумел срастись также и с религиозной литературой. Неудивительно, что после такого демонстративного противопоставления себя всем, «Выбранные места из переписки с друзьями» были отрицательно приняты практически всем читательским сообществом. Гоголь был раздавлен подобной реакцией и оправдывал себя преувеличением назидательного тона и тем, что цензура не напечатала в книге несколько важных писем. Вскоре после фиаско с «Выбранными местами» писатель сменил тон оракула на тон смиренного человека и более в пророка не играл, вернувшись через некоторое время окончательно в Россию.
Но, несмотря на негативную критику, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» есть настоящие маленькие шедевры религиозной литературы, к коим смело можно отнести статью «Светлое Воскресение».
Рассуждая о том, как теперь проходит празднование Светлой Пасхи, Гоголь вспоминает о сути праздника и о том, зачем нам этот праздник нужен. Он сокрушается, что все христианские стремленья теперь лишь в мечтах и в мыслях, а не в деле. Что внутренняя обида не позволяет брату обнять брата. «Все человечество готов он обнять, как брата, а брата не обнимет… И достанется его объятие только тем, которые ничем еще не оскорбили его, с которыми не имел он случая столкнуться, которых он никогда не знал и даже не видел в глаза».
Напоминая людям о грехах, Гоголь вспоминает и об одном из самых страшных — гордыне, и прибавляет к нему новый — гордость ума: «И тень христианского смиренья не может к нему прикоснуться из-за гордыни его ума. Во всем он усумнится: в сердце человека, которого несколько лет знал, в правде, в боге усумнится, но не усумнится в своем уме… уже враждуют лично из несходства мнений, из-за противуречий в мире мысленном. Уже образовались целые партии, друг друга не видевшие, никаких личных сношений еще не имевшие — и уже друг друга ненавидящие».