Н. В. Гоголь «Светлое Воскресение»

Звучащая библиотека

Н. В. Гоголь «Светлое Воскресение»

Статья из сборника «Выбранные места из переписки с друзьями». Читают Олег Попков и Андрей Тенетко. Звукорежиссёр — Д. Александрийский. Звукооператор — А. Никитин. Запись произведена в студии Ленинградского радио 22 апреля 1992 года.

С 1836 года Н. В. Гоголь (1809-1852) в течении десяти лет с небольшими перерывами жил за границей, преимущественно в Риме. Это пребывание поначалу благотворно сказалось и на его здоровье, и на его творчестве: в Италии Гоголь завершил работу над первым томом «Мёртвых душ», написал повесть «Шинель» и работал над «Анунциатой», переработанной потом в повесть «Рим». Однако несколько затяжных болезней, в том числе и душевных, долгие проблемы с цензурированием «Мертвых душ» и чрезмерно восторженные отклики на это произведение простых читателей, пошатнули и без того неустойчивую психику писателя. Гоголь вдруг уверовал в то, что ему предназначена роль писателя-провидца, решив, что теперь он должен обличать людские пороки и призывать читателей к внутреннему совершенствованию, которое дается лишь через веру. Заграничное окружение Гоголя, безгранично восхищавшееся им, лишь усиливало эту религиозную экзальтацию, вследствие чего писатель начал поучать всех и вся, читать нравоучения назидательным тоном, и, в конце-концов, договорился до того, что все, что он написал до этого времени, было греховным и недостойным его высокого предназначения.

Летом 1845 года Гоголя опять поразил тяжелый душевный кризис. Именно тогда он пишет завещание, сжигает второй том «Мертвых душ» и порывается уйти в монастырь, но потом вдруг решает служить Богу на литературном поприще. Так началась работа над самым неоднозначным и скандальным сборником писателя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в котором Гоголь решает собрать все, что писалось им друзьям в духе своего нового религиозного ощущения жизни. Однако это новое ощущение никак не вписывалось в то, что происходило в русском обществе в этот период. Там кипели другие страсти: среди интеллигенции произошел раскол на западников и славянофилов, и каждая из сторон претендовала на писателя как на свое знамя. Гоголь же, не примкнувший ни к одной из сторон, не сумел срастись также и с религиозной литературой. Неудивительно, что после такого демонстративного противопоставления себя всем, «Выбранные места из переписки с друзьями» были отрицательно приняты практически всем читательским сообществом. Гоголь был раздавлен подобной реакцией и оправдывал себя преувеличением назидательного тона и тем, что цензура не напечатала в книге несколько важных писем. Вскоре после фиаско с «Выбранными местами» писатель сменил тон оракула на тон смиренного человека и более в пророка не играл, вернувшись через некоторое время окончательно в Россию.

Но, несмотря на негативную критику, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» есть настоящие маленькие шедевры религиозной литературы, к коим смело можно отнести статью «Светлое Воскресение».

Рассуждая о том, как теперь проходит празднование Светлой Пасхи, Гоголь вспоминает о сути праздника и о том, зачем нам этот праздник нужен. Он сокрушается, что все христианские стремленья теперь лишь в мечтах и в мыслях, а не в деле. Что внутренняя обида не позволяет брату обнять брата. «Все человечество готов он обнять, как брата, а брата не обнимет… И достанется его объятие только тем, которые ничем еще не оскорбили его, с которыми не имел он случая столкнуться, которых он никогда не знал и даже не видел в глаза».

Напоминая людям о грехах, Гоголь вспоминает и об одном из самых страшных — гордыне, и прибавляет к нему новый — гордость ума: «И тень христианского смиренья не может к нему прикоснуться из-за гордыни его ума. Во всем он усумнится: в сердце человека, которого несколько лет знал, в правде, в боге усумнится, но не усумнится в своем уме… уже враждуют лично из несходства мнений, из-за противуречий в мире мысленном. Уже образовались целые партии, друг друга не видевшие, никаких личных сношений еще не имевшие — и уже друг друга ненавидящие».


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)