Ф. М. Достоевский «Записки из подполья»

Звучащая библиотека

Часть I

Читает Николай Павлов. Запись произведена в студии Ленинградского радио в марте 1992 года.

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI

Часть VII

Весной 1864 года в журнале «Эпоха», принадлежавшем братьям Достоевским, начинает печататься повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья». Как и другие тексты писателя «Записки» писались порционно, поэтому первая часть повести вышла в свет в марте, а вторая была напечатана лишь 7 июня 1864 года.

Вернувшийся четыре года назад из ссылки и уже успевший съездить за границу Достоевский пытался завоевать симпатии читающей публики и критики, но его «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мёртвого дома» (1862) были приняты сдержанно. Однако то, что на «Записки из подполья» вообще не будет критических откликов, стало для писателя новостью. Единственной реакцией на повесть была написанная Салтыковым-Щедриным пародия, в которой сатирик высмеивал «больного» героя и «унылый» тон повествования. Видимо поэтому Федор Михайлович еще лишь дважды публиковал ее и никогда не включал «Записки из подполья» ни в какие прижизненные издания.

Меж тем, «Записки из подполья» в дальнейшем оказали огромное влияние и на творчество самого Ф. М. Достоевского, и на мировую литературу в целом. Ведь «подполье» и «человек подполья» — это не революционер, как многие могли бы подумать. «Подполье» по Достоевскому — своеобразный способ изоляции, отрезанности героя от мира и людей, противопоставление себя обществу. «Я-то один, а они-то — все» — в этой формуле и существует безымянный герой «Записок». Он презирает людей, но его тянет к ним. Он считает себя выше всех, но в глубине души клянёт себя за бездеятельность и неумение жить. Он сам по себе, он гордится этим, но от этого же ему очень плохо. Когда-то, получив наследство и отказавшись от службы, он заперся у себя в квартире, где, пребывая в постоянном одиночестве, создал свой собственный ад в своей голове, из которого ему уже не выйти.

Настоящая слава пришла к «Запискам из подполья» в конце XIX века, когда в них увидели поразительное сходство с философией самого популярного мыслителя того времени — Фридриха Ницше. Максим Горький, например, писал: «Весь Ф. Нитше для меня в „Записках из подполья“. В этой книге — её всё ещё не умеют читать — дано на всю Европу обоснование нигилизма и анархизма». Ему вторил философ В. Шестов, который увидел в судьбе и мировоззрении Ницше повторение и развитие крайнего индивидуализма «подпольного человека» Достоевского. Таким образом, к середине 1910-х годов понятие «подполье», придуманное Ф. М. Достоевским, и стоящее за ним мировосприятие, сделалось нарицательным и в дальнейшем уже широко использовалось в статьях таких крупнейших русских писателей и мыслителей, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

Но настоящую славу и мировое признание повесть Достоевского обрела в середине XX века, когда ее стали называть «увертюрой к экзистенциализму», а её героя — литературным предком героев Сартра, Камю и других европейских авторов.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)