Александр Беляев «Ариэль»

Звучащая библиотека

Часть I

Читает Владимир Котов. Редактор — Ирина Егорова. Звукорежиссер — Алексей Бриков. Запись произведена в студии Радио «Петербург» в 2022 году.

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI

Часть VII

Часть VIII

Часть IX

Часть X

Часть XI

Часть XII

Часть ХIII

Часть ХIV

Часть ХV

Часть ХVI

 

Судьба романа «Ариэль», последнего романа советского писателя-фантаста Александра Беляева (1884-1942), так же трагична, как и жизнь самого автора. Сигнальный экземпляр «Ариэля» вышел 14 июня 1941 года в ленинградском отделении издательства «Советский писатель», а напечатанный тираж появился в городе уже после начала блокады. По понятным причинам, от него почти ничего не осталось, огонь тогда был важнее книг. В то же время сам Александр Беляев был уже отрезан от Ленинграда, оказавшись на оккупированной немцами территории в городе Пушкин.

Незадолго до войны Беляев увлекся изучением Янтарной комнаты и собирался писать роман на эту тему, поэтому и поселился в бывшем Царском Селе поближе к объекту изучения. Тяжело больной, недавно перенесший операцию и практически прикованный к постели, писатель не смог эвакуироваться. К тому же, талант Александра Романовича не распространялся на бытовой уровень — запасов еды у семьи не было, а работа осталась в осажденном Ленинграде. Увы, реальный мир жесток и несправедлив, в нем невозможно взлететь в небо, воспарить над проблемами, злом и улететь в прекрасный мир, как было с героями его романов. Поэтому, спустя всего четыре месяца после начала оккупации, Беляев умер от голода и холода, а его семья была угнана в Германию.

Всю свою жизнь Беляев, болевший костным туберкулезом (развившимся в результате падения после неудачной попытки испытать самостоятельно сделанный парашют), пытался хотя бы в своих книгах наделить людей сверхспобностями, которые могут облегчить им жизнь. Но всем известно, что Талант — это не только дар, это также и своеобразное проклятье. Любой талант выделяет человека из толпы, а значит, пробуждает в людях зависть и желание использовать его в корыстных целях. Как ни грустно это звучит, но во всех своих произведениях Беляев приходит к неутешительному выводу, что Талант — это глубочайшее одиночество, отверженность и тяжкое испытание. Возможно, именно из-за этого посыла его произведения критики не всегда относят к чистой фантастике, усматривая в творчестве философские и провидческие мотивы.

Беляев написал 17 романов и множество повестей. Он был единственным советским писателем, полностью посвятившим себя и свое творчество жанру научной фантастики. До сих пор его произведения подробно изучают не только литературные критики, но и серьезные ученые, ведь Беляев в своих романах предвосхитил многие научные открытия: подводную съемку и подводные фермы, пилотируемые космические полеты и выход в открытый космос, полет на Луну и орбитальные станции. Операции на хрусталике глаза, пластическая хирургия, мобильный телефон, беспилотные летательные аппараты, радиолокатор и еще многие-многие открытия были когда-то придуманы и описаны в романах Александром Беляевым. Так что, можно смело сказать, что его романы — это научные мудрые сказки для взрослых, которые и по сей день остаются кладезем пока не внедренных открытий.

Аврелий Гальтон, будучи богатым британским наследником, был объявлен своими опекунами, желающими распоряжаться его капиталом, невменяемым и отправлен в Индию до совершеннолетия. Теперь его зовут Ариэль и он один из учеников тайной школы. Школа эта хорошо спонсируется богатыми организациями, жаждущими заполучить ее выпускников для проворачивания «темных» дел. Ведь эта школа выпускает не обычных людей, а людей со сверхспособностями. Обучение здесь походит, скорее, на эксперименты над людьми, чем на учебу. С помощью гипноза учителя пытаются сделать из учеников людей, способных творить чудеса. Так Ариэль оказывается обладателем уникального таланта — он умеет летать. Кажется, путь к вожделенной свободе открыт! Но знает ли он, какое тяжкое это испытание — иметь уникальный талант, сколь много окажется жаждущих использовать его дар в корыстных целях и как долог будет его путь домой?!


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)