Александр Беляев «Ариэль»
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть ХIII
Часть ХIV
Часть ХV
Часть ХVI
Судьба романа «Ариэль», последнего романа советского писателя-фантаста Александра Беляева (1884-1942), так же трагична, как и жизнь самого автора. Сигнальный экземпляр «Ариэля» вышел 14 июня 1941 года в ленинградском отделении издательства «Советский писатель», а напечатанный тираж появился в городе уже после начала блокады. По понятным причинам, от него почти ничего не осталось, огонь тогда был важнее книг. В то же время сам Александр Беляев был уже отрезан от Ленинграда, оказавшись на оккупированной немцами территории в городе Пушкин.
Незадолго до войны Беляев увлекся изучением Янтарной комнаты и собирался писать роман на эту тему, поэтому и поселился в бывшем Царском Селе поближе к объекту изучения. Тяжело больной, недавно перенесший операцию и практически прикованный к постели, писатель не смог эвакуироваться. К тому же, талант Александра Романовича не распространялся на бытовой уровень — запасов еды у семьи не было, а работа осталась в осажденном Ленинграде. Увы, реальный мир жесток и несправедлив, в нем невозможно взлететь в небо, воспарить над проблемами, злом и улететь в прекрасный мир, как было с героями его романов. Поэтому, спустя всего четыре месяца после начала оккупации, Беляев умер от голода и холода, а его семья была угнана в Германию.
Всю свою жизнь Беляев, болевший костным туберкулезом (развившимся в результате падения после неудачной попытки испытать самостоятельно сделанный парашют), пытался хотя бы в своих книгах наделить людей сверхспобностями, которые могут облегчить им жизнь. Но всем известно, что Талант — это не только дар, это также и своеобразное проклятье. Любой талант выделяет человека из толпы, а значит, пробуждает в людях зависть и желание использовать его в корыстных целях. Как ни грустно это звучит, но во всех своих произведениях Беляев приходит к неутешительному выводу, что Талант — это глубочайшее одиночество, отверженность и тяжкое испытание. Возможно, именно из-за этого посыла его произведения критики не всегда относят к чистой фантастике, усматривая в творчестве философские и провидческие мотивы.
Беляев написал 17 романов и множество повестей. Он был единственным советским писателем, полностью посвятившим себя и свое творчество жанру научной фантастики. До сих пор его произведения подробно изучают не только литературные критики, но и серьезные ученые, ведь Беляев в своих романах предвосхитил многие научные открытия: подводную съемку и подводные фермы, пилотируемые космические полеты и выход в открытый космос, полет на Луну и орбитальные станции. Операции на хрусталике глаза, пластическая хирургия, мобильный телефон, беспилотные летательные аппараты, радиолокатор и еще многие-многие открытия были когда-то придуманы и описаны в романах Александром Беляевым. Так что, можно смело сказать, что его романы — это научные мудрые сказки для взрослых, которые и по сей день остаются кладезем пока не внедренных открытий.
Аврелий Гальтон, будучи богатым британским наследником, был объявлен своими опекунами, желающими распоряжаться его капиталом, невменяемым и отправлен в Индию до совершеннолетия. Теперь его зовут Ариэль и он один из учеников тайной школы. Школа эта хорошо спонсируется богатыми организациями, жаждущими заполучить ее выпускников для проворачивания «темных» дел. Ведь эта школа выпускает не обычных людей, а людей со сверхспособностями. Обучение здесь походит, скорее, на эксперименты над людьми, чем на учебу. С помощью гипноза учителя пытаются сделать из учеников людей, способных творить чудеса. Так Ариэль оказывается обладателем уникального таланта — он умеет летать. Кажется, путь к вожделенной свободе открыт! Но знает ли он, какое тяжкое это испытание — иметь уникальный талант, сколь много окажется жаждущих использовать его дар в корыстных целях и как долог будет его путь домой?!