А. Н. Островский «Бешеные деньги»

Звучащая библиотека

А. Н. Островский «Бешеные деньги»

Радиоспектакль. Роли исполняют: Ольга Антонова, Валентин Головко, Игорь Дмитриев, Евгений Жаров, Елена Капица, Юрий Кузнецов, Юрий Лазарев, Александр Насибулин, Борис Улитин. Режиссёр — Ю. Аксёнов. Звукорежиссёр — М. Куделин. Запись произведена в студии Ленинградского радио 3–4 марта 1988 года.

Во второй половине 19 века в России начало активно меняться понятие «элита общества». После отмены крепостного права (1861), на смену вековой аристократии — дворянству, получившему свое состояние легко, за счет наследств и эксплуатации крепостных, приходила буржуазия с умением эти деньги зарабатывать. Дворяне презирали дельцов, но не считаться с их капиталами не могли. Буржуа же тянулись к образованным, воспитанным дворянам, но в душе относились к ним с неприязнью, презирая за бездействие, праздность и снобизм. Именно в это время А. Н Островский (1823-1886) и написал свои «Бешеные деньги» (1869). Это произведение современники писателя приняли без восторгов, и долгое время пьеса «Бешеные деньги» (другие названия «Не всё то золото, что блестит» и «Коса на камень») считалась неудачей Островского.

Но все изменилось с началом 20 века. К пьесе пробудился интерес и у зрителей, и у критиков, и на сегодняшний день «Бешеные деньги» ставятся практически в каждом драматическом театре, ведь конфликт мировоззрений людей дела, зарабатывающих свои капиталы и потому считающих каждую копейку, и праздных аристократов, получивших «бешеные деньги» легко, сегодня звучит как никогда актуально. Поначалу кажется, что симпатии автора находятся на стороне того, кто деньги зарабатывает, а не получает их, но, как ни странно, к концу истории мы понимаем, что и новоявленный буржуа тоже не в чести у Островского, ведь он назначает цену всему. И даже брак и выбор жены воспринимает как торговую сделку. Потому критики уже давно окрестили пьесу «Бешеные деньги» историей без положительных героев.

Как писал в своей рецензии в 1904 году А. В Луначарский: «Конечно, поставить целью жизни обеды в клубе, праздную болтовню и флирт в гостиных — это унизительно для человека, но все же какой-нибудь Телятев наслаждается жизнью, берет у жизни ее цветы, порхает по ним с беззаботной грацией: он — паразит, но он весел и счастлив. А Васильков? Бюджет царит над ним. Он не хозяин себе, хозяин — бюджет. Самая страстная любовь должна покоряться бюджету. И ради чего? Ради чего он стремится к миллионам? Ради чего накопляет „умные деньги“, которые лежат и приплод дают? Он сам только средство безличного капитала, который хочет расти во что бы то ни стало! Он учится, работает целыми днями, и все для возлюбленных денег». И это утверждение как нельзя лучше характеризует и сегодняшний класс новой буржуазии.

Провинциальный предприниматель средней руки Савва Васильков, увидев Москве прекрасную Лидию Чебоксарову, увлекается ею. Но он опасается подойти к столь роскошной, богатой и блестящей даме. Случайный знакомый Василькова, богатый дворянин Телятев, вместе со своим знакомым Глумовым, решают разыграть и надменную Лидию (которая на деле не имеет состояния), и Василькова. Телятев рассказывает матери Лидии, Надежде Антоновне, что Васильков фантастически богат. Надежда Антоновна, которая изначально хотела сосватать Лидию за Телятева, но тот намекнул, что не желает связывать себя браком, «клюёт» на эту информацию, и через неделю Лидия выходит замуж за Василькова. Молодожены продолжают жить на широкую ногу, как это привыкла делать Лидия до свадьбы, накапливая большие долги. Но приходит время, когда становится ясно, что Васильков не так богат, как хотелось бы молодой жене. И тогда Лидия, будучи замужней дамой, принимает ухаживания своего давнего поклонника Кучумова и становится его любовницей в обмен на обещание дать ей денег. Но очень скоро (не без помощи вездесущего Телятева) выясняется, что Кучумов разорен и денег у него нет, да и у самого Телятева их не так много, как кажется. И тогда гордая аристократка Лидия возвращается к своему провинциальному мужу, но уже не в качестве жены, а в качестве экономки в дом его матери. На что не пойдешь ради денег…


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)